Миллиарды на партийное строи­тельство. Как и сколько политики заработают на нас на предстоящих выборах?

За 15 лет финан­совая поддержка партий из госбюджета выросла с 50 копеек до 110 рублей в год за одного прого­ло­со­вавшего гражданина.

В этом году у российских партий, плани­рующих принимать участие в выборах в Государственную Думу РФ, которые назначены на 18 сентября, появился допол­ни­тельный стимул побороться за наши с вами голоса. Еще в 2001 году в стране был принят Федеральный закон «О полити­ческих партиях», гаран­ти­рующий государ­ственное финан­си­ро­вание тем полити­ческим органи­зациям, которые не только прошли в Нижнюю палату парла­мента (преодолели 7% барьер), но и набрали более 3% голосов избира­телей. И эта поддержка рублем из казны оказы­вается весьма существенной. Если в 2003 году партия получала 50 копеек за один голос в год, то в 2006 году эта цифра выросла до 5 рублей. С 2009 года — 20 рублей, а с 2013 года — 50 рублей. Начиная с 2015 года выплаты из госбюджета увеличены до рекордных 110 рублей в год за каждого прого­ло­со­вавшего гражданина. Именно столько будет стоить нам, налого­пла­тельщикам, (естественно, помимо расходов на органи­зацию самих выборов) наш же автограф за ту или иную партию, на предстоящих 18 сентября 2016 года выборах в Госдуму РФ.

«СитиТрафик» вместе с экспертами нашего портала поста­рался разобраться в этом вопросе.

Пожертвования не считаются

Депутат городской думы Сызрани, специ­алист по избира­тельным техно­логиям, член партии ЛДПР Павел Зелюков, коммен­тируя увели­чение расходов из федерального бюджета на партийное строи­тельство, заметил, что подобная схема сделает механизм финан­си­ро­вания полити­ческих структур в стране еще более прозрачным. Он добавил, что такой инструмент исполь­зуется во многих странах мира, и Россия здесь не является первопроходцем.

Кроме того, Зелюков пояснил, что ежегодная выплата в размере 110 рублей за каждый голос, на которые может рассчи­тывать любая из 77 зареги­стри­рованных в Минюсте РФ партий (при условии, что 18 сентября ее поддержит не меньше 3% жителей государства), — не единственный способ финан­си­ро­вания партий. Пожертвования физических и юриди­ческих лиц, а также иные, не запре­щенные законом способы, никто не отменял. В итоге получаются внуши­тельные цифры. Впрочем, все эти деньги, по словам Зелюкова, уходят на различные уставные цели, в том числе и на финан­си­ро­вание предвы­борных кампаний.

Уставные цели — это аренда и содер­жание общественных приемных, зарплаты сотруд­ников аппарата, расходы на выпуск печатной и агита­ци­онной продукции, обнов­ление матери­ально-техни­ческой базы партий и т.д.

110 рублей за один голос ежегодно: этого доста­точно, или нет?

Политический консультант Валерий Крючков, который несколько лет занимался партийным строи­тель­ством в Самарской области, подчер­кивает: «В реаль­ности каждый завое­ванный на выборах голос гражданина обходится партиям дороже 110 рублей». Он также добавляет, что на сегодняшний день КПРФ — это единственная полити­ческая структура, которая собирает партийные взносы со своих членов.

Действительно, по данным компании «Информационно‑аналити­ческий Центр» (ИАЦ), которая работает на рынке полити­че­ского консуль­ти­ро­вания, специ­а­ли­зи­руясь, в том числе, и на подобных иссле­до­ваниях, большинству российских партий пожерт­во­вания поступают от юриди­ческих лиц, и лишь Компартии помогают физлица, в том числе и внося деньги наличными. «Можно предпо­ложить, — пишут эксперты ИАЦ, — что простые граждане участвуют в финан­си­ро­вании комму­ни­сти­ческой органи­зации — в размере 0,11%».

- 110 рублей за голос — это нормально, — считает Валерий Крючков. — Снижать эту планку пока не стоит. Правда, я не уверен, что этот инструмент способ­ствует развитию полити­ческой культуры граждан в целом. Ведь исходя из реалий мы все понимаем: чем больше Кремль, а также руково­дители регионов на местах будут задей­ствовать админи­стра­тивный ресурс, тем больше премий получат функци­онеры от партии власти.

По данным ИАЦ, в 2014 году именно «Единой России» было перечислено 37% от всех поступ­лений крупнейшим партиям РФ. Согласно резуль­татам последних выборов в Государственную Думу РФ (2011 год), на поддержку партий из казны каждый год выделяется около 7 млрд рублей. Лидирует «Единая Россия» — 3,5 млрд. рублей. Тогда как, например, у КПРФ эта цифра существенно меньше — 1,4 млрд. рублей в год.

Действующий депутат Госдумы Игорь Зотов («Справедливая Россия»), напротив, уже выска­зы­вался на страницах газеты «Известия», что бюджетные расходы на поддержку партий стоит сократить. Причем, чуть ли не в два раза: со 110 до 60 рублей.

- В этом случае государ­ственная казна сэкономит более 3 млрд рублей, — заявлял журна­листам эсер Зотов.

Но коллеги его не услышали.

Шанс есть у всех 77 партий

- 2016 год — это реальная возмож­ность для многих полити­ческих карликов проявить мега-креатив, набрать 3% и закре­питься на Охотном ряду, — продолжает полит­тех­нолог Валерий Крючков. — Но для этого потре­буется проводить жесткие и эффек­тивные приемы борьбы. И это только подтвер­ждает перспективы будущей «мясорубки», результаты которой мы узнаем после 18 сентября . Например, на мой взгляд, «Яблоку» мало не покажется: в первую очередь доста­нется от своих же либералов. В целом же рост стоимости голоса (в случае, если государство продолжит увели­чивать поддержку партий) только прибавит живости театру полити­ческих действий, который скоро развер­нется в России. Считаю это целесо­об­разным решением, пока Кремль не придумал какой-нибудь менее затратный механизм, — сказал Крючков.

Виталий Папилкин

Поделиться:

Следующая Новость

Блиц-интервью. Гор Мелконян: "Не важно, кто будет кандидатом, важно - кого назначат депутатом"

Вт Янв 12 , 2016
На вопросы «СитиТрафика» отвечает журналист и ведущий программ «Эхо Москвы» в Самаре. Эксперты портала «СитиТрафик» продолжают делать прогнозы, относи­тельно предвы­борной кампании по выборам депутатов Государственной Думы РФ и Самарской Губернской Думы , которая факти­чески стартовала в регионе. В прошлом году вместе с полито­логом и бывшим сотруд­ником Администрации Президента РФ Андреем Колядиным мы попытались проана­ли­зи­ровать медиа-актив­ность действующих парла­мен­тариев, представ­ляющих интересы […]

Рубрики