Внутренняя "кухня" избирательного участка: представьте, что играете в "Зарницу"

"СитиТрафик" публикует дневник наблюдателя на выборах.

Пока "левая" оппозиция грозит председателю Центральной избирательной комиссии Владимиру Чурову вывести людей на улицу, если тот не отменит итоги выборов, мы попросили девушку, которая трудилась наблюдателем на одном из участков в День голосования, рассказать о том, как у нее прошло минувшее воскресение.

Дневник получился условный. Это, скорее, пост для "Живого журнала", который попал в распоряжение портала "СитиТрафик". Слово автору.

Находка для фальсификатора и другие типы наблюдателей

Тех, кто приходит работать наблюдателем на выборах, условно можно разделить на несколько типов. Как правило, желающих просто "отсидеть день и получить свои деньги" видно сразу. Они безучастно скучают в социальных сетях или играют в телефоне. Такие наблюдатели не интересуются явкой избирателей, их мало волнует происходящее. Они - находка для членов комиссии. Что касается самих председателей УИКов, то они в день голосования ведут себя очень нервозно.

У второго типа наблюдателей чисто спортивный интерес. Они с азартом следят за тем, как члены УИКа открывают конверты с досрочными бюллетенями и опускают их в урны, словно тренированные ищейки, одним только чутьем чувствуя даже намек на фальсификацию или вброс голосов. Они не переживают об оплате, их настоящая цель – увидеть внутреннюю кухню предвыборной кампании. Посмотреть своими глазами на Единый день голосования.

Третий тип людей устраивается наблюдателем на выборы потому, что хочет почувствовать собственную важность, социализироваться в обществе. Как правило, это женщины предпенсионного или пенсионного возраста, наверняка, в своем советском прошлом они входили в профсоюз и занимались общественной деятельностью. Такие наблюдатели знают практически всех на своем участке, скрупулезно записывают их в специальный блокнотик, а потом отчитывают тех, кто не пришел на голосование. Как правило, это бабушки, которые трудятся на "Единую Россию" или на кандидатов-самовыдвиженцев.

Инструктаж

Перед тем как стать наблюдателем, все без исключения проходят обучение. Тех, кто не знаком со спецификой такой работы, наш кандидат от партии со стажем в политике 15 лет предупреждает: "Представьте, что играете в "Зарницу".

Шутки шутками, но вводная лекция временами напоминает детектив или книжку про разведчиков. Совпадение или нет, но даже наше собрание проходит в подвальном помещении, словно в бункере. Из всего сказанного я понимаю, что наша задача не допустить вброс лишних бюллетеней, даже если придется бежать из другого конца зала и с грацией пантеры прыгать на фальсификатора и отбирать бланки.

Цветы в вазе

Одна из самых распространенных технологий вброса – "карусель". Любые подозрительные сигналы, даже большой наплыв избирателей в одно и то же время, если, например, их привезли на автобусе, может быть признаком "карусели". Далеко не все люди выполняют свой гражданский долг, многие годами не ходят на выборы. Этим и пользуются карусельщики, которые голосуют под чужими фамилиями. Но для этого в комиссии должен сидеть свой засланный казачок. Вопрос: как его отличить от остальных? Как пояснил наш учитель, у него должна быть отличительная яркая деталь. Самое распространенное – линейка на столе. У всех членов комиссии она может быть зеленой, а у подкупленного участника - розовой, или рядом с ним могут стоять цветы в вазе. С одной стороны, ничего подозрительного, а с другой – наблюдательность еще никому не вредила.

"Порою фальсификаторы идут на все, чтобы дисквалифицировать наблюдателя, вплоть до того, что добавляют в заказные обеды слабительное, - признался нам на инструктаже политик. - Пока несчастный наблюдатель сидит в уборной, шансы незаметно сделать вброс в избирательную урну возрастают. Еще один совет умудренных опытом наблюдателей – брать с собой фонарик. Эта рекомендация тоже вызвала у меня недоумение. Оказывается, были случаи, когда в момент подсчета голосов выключался свет, якобы, замкнуло проводку и т.д. Именно в это время происходил вброс бюллетеней. Подвоха можно ждать где угодно, именно поэтому нужно постоянно держать ситуацию под контролем. Не зря говорят, что наблюдатели – это глаза и уши кандидатов в депутаты.

День голосования. Утро

В спортивном зале школы пахнет свежей краской. Кто-то уже поставил в середине две полупрозрачные урны. Я вбегаю в зал и вздыхаю с облегчением. Самым большим страхом в этом утро было проспать подсчет досрочных голосов.

Нам рассказывали, что именно в это время существует большая вероятность вброса. Председатель комиссии оценивающе сверлит меня взглядом, а потом указывает в дальний угол зала: "Ваше место там". К слову, наблюдать сегодня я буду не одна. В моей компании около 7 человек разных возрастов, партий и политических взглядов. Именно с ними мне предстоит провести день.

Несмотря на то, что часы еще не пробили 8, в зал уже приходят ранние пташки, которые спешат исполнить свой гражданский долг, – в числе первых дедушка с длинной белой бородой, на лацкане его пиджака, пахнущего нафталином, несколько медалей. Его просят подождать, пока не опечатаны корзины для голосования.

А сейчас самый ответственный момент – досрочные бюллетени кидают в урну. Все происходит настолько быстро, что мы не успеваем ничего понять. Председатель комиссии считает заявления избирателей, которые пожелали досрочно отдать свой голос, пока ее коллеги распечатывают конверты. Естественно, никто не показывает нам бланки, которые уже через минуту окажутся в урнах. С таким же успехом я могла наблюдать эту процедуру с закрытыми глазами.

Дальше все происходит по привычному сценарию: получите бланки, зайдите в кабинку, поставьте галочку, кидайте в урну. Уже с 8 утра идет плотный поток жителей, в основном пенсионеров.

Продолжение следует…

Майя Февральская