Политический пиар: спасибо, что живой

Политтехнологи жалуются, что на примере кампании в райсоветы Самары они видят, как выборы удешевились.

"СитиТрафик" продолжает рассказывать читателям о том, как в Самаре проходит избирательная кампания по выборам депутатов в районные Советы и городскую Думу. Напомним, голосование состоится 13 сентября 2015 года.

Сегодня мы обсудим с нашими экспертами, как изменились за последние несколько лет выборы в регионе. А за точку отсчета возьмем назначение Николая Меркушкина на пост губернатора Самарской области, которое состоялось 12 мая 2012 года. Попробуем сравнить выборы в гордуму Тольятти (2013 год), выборы главы региона (2014 год) и выборы в райсоветы Самары (2015 год). Кроме того, попытаемся понять, с какими проблемами может столкнуться власть в 2016 году. 

Борьба за явку. Зачем она нужна? 

Уже в следующем году в Самарской области пройдут две новые кампании. Мы будем выбирать депутатов Самарской губернской думы и Государственной думы. Политтехнологи признаются, что некоторым из них уже поступают предложения решить кейс: как привлечь в 2016 году избирателей на участки?

- Все усилия, которые предпринимают сегодня политические консультанты на выборах в Самаре, направлены на повышение явки избирателей 13 сентября, - делится своими впечатлениями об этой гонке на условиях анонимности один из технологов. - Хорошая явка позволит действующей власти чувствовать себя уверенно, легитимизироваться. На самарских выборах проблема с повышением явки избирателей практически решена. Населению рассказывают, что есть команда губернатора, что депутат райсовета станет решать насущные проблемы жителей. За народными избранниками будут закреплены конкретные территории, небольшие по размеру. Назначение этих депутатов проще объяснить обывателю. А что рассказывать людям в 2016 году? Ну, хорошо, функционал депутатов Госдумы еще можно объяснить: допустим, их начнут позиционировать как помощников Меркушкина в Москве. А что делать с выборами депутатов Губернской думы? Как объяснить населению их предназначение? Уровень принятия решений депутата Губдумы и Госдумы настолько далек от народа, что людям просто неинтересны выборы такого уровня. Поэтому перед политтехнологами стоит непростая задача по повышению явки в 2016 году.

В государственную Думу в 2016 году от Самарской области планируется выбрать 10 представителей: 5 по одномандатным округам и еще столько же по спискам.

Концепция выборов в губернскую Думу пока не понятна. Действующий созыв СГД представлен пятьюдесятью народными избранниками.

- С самого начала Меркушкин говорил избирателям: ему нужна поддержка в Москве, - говорит эксперт, пожелавший остаться анонимным. - Вероятно, эта тема и станет лейтмотивом кампании по выборам в Госдуму. Ведь у него в Мордовии все народные избранники работают только на благополучие этого региона. Так что Меркушкин вновь окажется "паровозом". И станет объяснять, что нам нужно строить инфраструктуру к Чемпионату мира в 2018 году, мост через Волгу в районе села Климовка и т.д. А для этого губернатору нужны помощники в столице. Что касается Губернской думы, то я не знаю, как Меркушкин решит проблему явки избирателей. Зачем ему помощники в регионе, если он и так самый крутой здесь? – иронизирует эксперт.

Исчез ли "черный" PR? 

Нет, но его определенно стало меньше.

Многие эксперты, опрошенные "СитиТрафиком" во время подготовки этого текста, говорили о том, что PR "со знаком минус", или "черный" PR, за последние три года почти не применялся на выборах 2013, 2014 г.г. Впрочем, то, что сейчас происходит в Самаре, полностью опровергает эту точку зрения.

Так, во время кампании по выборам депутатов райсоветов (она полностью "завязана" на Меркушкина) были попытки "минусовать" губернатора. Неизвестные распространили по e-mail подписке сетевую игру, стилизовав ее под легендарную советскую игрушку "Ну, погоди". В ней глава региона собирает голоса во время "досрочки".

- Это не столько "черный" PR, сколько создание видимости активности. Да, кто-то это будет обсуждать, даже посмеется. Но в широкие массы эта информация не пошла, - считает обозреватель портала "Федерал Пресс" Евгений Золотухин. - Другое дело, посмотрите, что сейчас обсуждают в соцсети "Фейсбук": неизвестные сделали газету, макет которой полностью копирует макет «Самарской газеты». Внутри - жесткая «минусовка» команды губернатора. Это гораздо более эффективный прием, чем сетевая игра "Ну, погоди".

По мнению Золотухина, и в первом и во втором случае пиарщики работают на определенный круг лиц.

- Я заметил, что они используют рассылку по конкретным мейлам. Делают упор в этом списке на СМИ, активных блогеров, официальные органы власти, - говорит обозреватель "Федерал Пресс". - Обратите внимание, авторы рассылки почти не производят самостоятельно контент. В основном они аккумулируют негатив, который печатается в официальных СМИ ("Коммерсант", "Ведомости" и т.д.) и складывают это в рассылку, не совсем удобно упаковывая.

Другие эксперты считают, что в условиях, когда конфигурация власти изменилась, конкуренция в политическом пространстве практически исчезла. А вместе с ней пропали и инструменты, которые нужны для борьбы с соперниками.

- Я считаю, что "черного" PR стало в разы меньше, потому что все неугодные кандидаты отфильтровываются на этапе регистрации, - говорит политтехнолог Савелий Морозов. - Что касается сетевой игры "Ну, погоди", то ее могли сделать сами пиарщики Николая Меркушкина, чтобы создать дополнительные информационные поводы на этих выборах. Ведь им требуется хоть чуть-чуть имитировать предвыборную борьбу.

Бросили все силы на "досрочку"

О том, как в Самаре идет досрочное голосование, и для чего это нужно, "СитиТрафик" уже рассказывал.

Политические консультанты, которые работали на выборах в Тольятти в 2013 году, подчеркивают, что Меркушкин не использовал в этой кампании технологию "досрочки".

- Нет, конечно, формально у желающих проголосовать досрочно такая возможность была, законом это разрешено. Другое дело, что эта стадия гонки не приобретала такой массовый характер. Т.е. "досрочка" не использовалась как политический инструмент.

Дешевле, еще дешевле 

Мнение специалистов по выборам: бюджеты на кампании стремительно сокращаются. Почему так происходит? Самый важный мотив: федеральная власть "убавила" конкуренции.

- Конфигурация власти в регионе изменилась, набор инструментов, которыми пользуются в Самаре специалисты по выборам, сейчас весьма скудный, - продолжает на условиях анонимности наш собеседник. - Например, штабы отказались от использования орговиков. Хотя в Тольятти в 2013 году на выборах губернатора технология ОДД (от двери к двери, - прим. авт.) активно применялась. Что такое орговик? Это сотрудник избирательного штаба, который ходит от двери к двери, агитируя за кандидата. Это самое дорогое, что может позволить себе партия или кандидат. Распространение агитматериалов, общение с агитаторами, поддержка кандидата на встречах с населением. На выборах в райсоветы Самары эти функции выполняют работники бюджетной сферы: врачи, учителя, сотрудники социальных служб. Вряд ли им платят. Скорее всего, власть "включила" административный ресурс.

Бабушкин сундук

- Электоральное поле изначально зачистили, используя административный ресурс, - продолжает на условиях анонимности эксперт "СитиТрафика". - Стало понятно, что ни КПРФ, ни "Справедливая Россия", ни ЛДПР серьезной конкуренции "Единой России" на выборах в Самаре не составят. Поэтому политтехнологи убрали часть инструментов в бабушкин сундук, убрали до лучших времен (читай – бюджетов, - прим. авт.). Оставили только минимум: агитматериалы, наружную рекламу, встречи с избирателями, а вот демонстрацию роликов по ТВ, газеты, а главное - технологию "От двери к двери" (ОДД) используют не все, ведь это дорого. Мне кажется, ролики с политической рекламой вернутся на ТВ в 2016 году. На выборах губернатора в 2014 году они были, а вот в 2015 году практически исчезли. Теперь что касается "поля". У "Единой России" орговиками трудятся работники бюджетной сферы, остальные же участники выборов почти отказались от этого инструмента. Не исключено, что в 2016 году орговики вернутся и будут задействованы на выборах. Другое дело, что масштаб предстоящей кампании будет другим, а потому партиям и кандидатам потребуется больше людей с такой специализацией. В теории, например, ЛДПР никто не запрещает использовать технологию ОДД. Но вы их тоже поймите: просто Николай Иванович (Меркушкин, - прим. авт.) сделал все, чтобы выборы в Самаре превратились ну в очень рискованное предприятие. Так что вопрос не столько в инструментах, сколько в конфигурации нынешней власти, которая все политические технологии сводит к нулю.

Всегда "на связи" и другие новшества

Теперь немного о том, какие инструменты появились у политтехнологов с приходом в регион Николая Меркушкина.

Все избирательные кампании (2013, 2014, 2015 года) сопровождает проект депутата гордумы Самары Ирины Кочуевой "На связи с губернатором". Думаю, что принцип его работы знаком каждому. Фактически населению предлагают рассказать о проблеме напрямую главе региона. Жителям области говорили: "Вы пишете сейчас не в адрес муниципальной власти, а губернатору". Кроме того, проект "На связи с губернатором" это и встречи с молодыми мамами, и бесплатное медицинское обследование для стариков, и подготовка школьников к новому учебному году.

Говорят, что Ирине Кочуевой также принадлежит авторство технологии "пятнашки". Это когда в помещение (обычно в кафе - прим. авт.) приглашают 15 активных пенсионеров – жителей округа, с которыми на протяжении 1,5 – 2 часов за чашкой чая беседует кандидат.

В Тольятти в 2013 году, накануне выборов в гордуму, населению предложил выбрать Общественные Советы. Это тоже можно считать нововведением.

Еще один интересный способ привлечения избирателей: экскурсии по святым местам, или прогулки на теплоходе. Естественно, в обоих случаях кандидат отдыхает вместе с электоратом.

Сакральная жертва, или так сложились звезды

Анализируя ход нынешних выборов в Самаре, наблюдатели отмечают непростую роль, которая досталась в этой кампании предпринимателю и депутату самарской губернской Думы Александру Милееву.

- Милеев - сакральная жертва, - считает анонимный собеседник портала "СитиТрафик". - На его примере всем бизнесменам показали: кто пойдет против Меркушкина, кто не хочет играть по правилам губернатора, с тем будет точно так же. А именно: проверки, давление "силовиков" и другие неприятности.

Евгений Золотухин не совсем согласен с такой точкой зрения:

- Ситуация, которая сложилась с Милеевым, это не гамбит, это тактическая необходимость. Хотя этот случай в принципе насторожил многих представителей бизнеса. Они поняли: лояльность Меркушкину – это их главный капитал в Самарской области.

- Милеев – это человек, которому суждено отдуваться за всех, - уверен политтехнолог Савелий Морозов. - На примере того, как его прессуют, демонстрируют всем остальным олигархам, что с ними будет. Как говорится, сломай самого сильного, а все остальные сделают выводы и отступят.

Виталий Папилкин, Самара