популярные видео
"Граждане платят исправно. В проблеме неплатежей виноваты посредники"
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин о повышении тарифов за услуги ЖКХ с 1 июля, законопроекте, ужесточающем ответственность за неплатежи и контроле над инвестиционными программами энергетиков.
В интервью "Газете.Ru" Сергей Пикин заявил, что рост тарифов связан с инфляционными процессами в экономике страны, ростом издержек, стоимости материалов, оборудования, тарифов на газ.
- Все это требует компенсации через рост тарифов. При этом рост тарифов ниже, чем фактическая инфляция. Два года назад была попытка заморозить тарифы. Но фактически это привело к существенному росту выпадающих доходов и замораживанию части инвестиционных программ.
- Из чего формируется тариф? Хотелось бы понять долю каждой составляющей.
- Тариф состоит из оплаты вырабатываемой генераторами электроэнергии, тарифа на передачу этой энергии до конечного потребителя и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика региона. Есть также небольшая составляющая инфраструктурных организаций, которые обслуживают энергосистему страны и оптовый рынок, где продается электроэнергия. В различных регионах ситуация по долям разная. Для разных категорий потребителей тарифы также различаются и различаются доли каждой составляющей.
- Есть еще сбытовые компании. Но на деле это очередной посредник, который только собирает деньги. Зачем нужны эти многочисленные компании, через которые проходят деньги потребителей? Сейчас уже можно платить за услуги ЖКХ онлайн, почему не дать возможность людям платить напрямую тем, кто им приводит в дом электроэнергию?
- Сбытовые компании обслуживают систему договоров по купле-продаже электроэнергии, ее передаче и выставляют на их основе счета на оплату по принятым от потребителя показаниям счетчиков электроэнергии. К сожалению, приборы, которые измеряют количество потребленной электроэнергии, не могут автоматически онлайн передавать эти параметры. Поэтому также требуется персонал по снятию и проверки показаний приборов учета.
Если бы все было автоматизировано и работало в онлайн-режиме, то данная функция была бы не нужна и не оплачивалась в тарифе.
Нужно ли передавать функции гарантирующего поставщика, головных сбытовых организаций регионов, сетевым компаниям — извечный вопрос, имеющий разные точки зрения. Однако если в сбытовом секторе нет конкуренции, ведущей к снижению цены на электроэнергию, то такая функция не принесет другое качество ее выполнения и, следовательно, не нужна. Как показала практика, конкуренции на розничном рынке среди сбытовых компаний так и не состоялось.
- Кто виноват в проблеме неплатежей — реально ли люди не платят или это как раз вина многочисленных посредников?
- Граждане платят исправно. В проблеме неплатежей виноваты посредники, собирающие деньги за энергоресурсы и не всегда перечисляющие эти деньги непосредственно ресурсоснабжающим организациям и сетям. Также отсутствие должной ответственности позволяет неплательщикам избежать ответственности. Сейчас в Госдуме находится законопроект, ужесточающий ответственность за неплатежи и вводящий систему определенных гарантий для неплательщиков. Скорейшее принятие этого закона позволит ограничить рост задолженности и в будущем снизить ее размер.
- Насколько тот тариф, который установлен сейчас, реально соответствует стоимости услуг? Сколько там заложено для «лишних» посредников или на мощности, которые не используются, и можно ли надеяться, что эта доля когда-то будет сведена к минимуму?
- Для граждан "экономически обоснованный тариф" должен быть выше, чем тот, которые они платят сейчас. Происходит субсидирование этого тарифа другими категориями потребителей, которые в целом по стране переплачивают около 250 млрд руб. ежегодно.
Проблема неэффективности, конечно, также присутствует. Важно взять под контроль и инвестиционные программы энергетиков, которые во многом и определяют темпы роста тарифов. Только контроль инвестиционных программ и общественное обсуждение целесообразности тех или иных проектов потребителями и экспертами соответствующего региона позволят решить этот вопрос. Это стало возможным после утверждения правительством РФ 16 февраля 2015 нового нормативно-правового акта №132 «Об утверждении инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроле за их реализацией». В нем напрямую говорится о Совете потребителей при Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики и вписывает совет в регламент рассмотрения и утверждения субъектов электроэнергетики Минэнерго России. Также устанавливается порядок участия межотраслевых советов в рассмотрении и утверждении программ субъектов электроэнергетики в субъектах РФ.
Самое важное — сделать процесс установления этих тарифов максимально прозрачным.
Полный текст интервью с Сергеем Пикиным читайте здесь.