Страсти, сокровища и любовь на Зюзельском болоте

В Тольяттинской филармонии поставили мюзикл для детей, на котором не заскучают и родители.

Когда-то композитор Светлана Нестерова, которая родилась в Екатеринбурге, а музыку теперь пишет в Санкт-Петербурге, сделала для Уральского народного хора и оркестра "Звезды Урала" музыкальную сказку для солистов, хора и оркестра русских народных инструментов по мотивам сказа Павла Бажова "Синюшкин колодец". Этот проект называли музыкально-хореографической фантазией, повторяли по просьбам зрителей и с удовольствием разбирали на фрагменты. Тольяттинцы пошли дальше и решили сделать мюзикл для детей.

В музыкальном материале Светланы Нестеровой для этого было множество прекрасных провокаций, например, в виде джазовых эпизодов. Благодаря им на уральском прииске порой веет калифорнийской золотой лихорадкой, а степенные бажовские "заводские" персонажи начинают напоминать бесшабашных героев О’ Генри. Впрочем, у них и так много общего: несмотря на происхождение из разных культурных контекстов, эти парни – романтики, готовые за своей мечтой идти на край света. Или в омут Синюшкиного колодца.

О сюжете

Главный герой Илья случайно набредает на Синюшкин колодец – место, где, по преданию, можно добыть несметные богатства. И возвращается к нему из азарта, на спор, чтобы доказать хранительнице колодца – синей старушонке с девичьими глазами, что сумеет напиться ее воды. Искушения в виде богатства Илью не смущают, у него в этом смысле опыта никакого – жил всю жизнь в бедности, а воспитание крепкое, с пониманием, что счастлив не тот, кто богат, а богат тот, кто счастлив. Для него у Синюшки находится другая мечта – прекрасная девушка, забыть которую он не в силах, хоть топись в бабкином колодце.

- Сюжет очень хороший, сценический, - говорит композитор Светлана Нестерова, специально приехавшая на премьеру мюзикла в Тольятти. - Там есть и любовь, и мистика, и нравоучения в нужных пропорциях. Я к нему присматривалась, можно сказать, с детства.

О воплощении

Тольяттинцы присматривались к материалу Светланы Нестеровой около двух лет. Именно тогда, по словам директора филармонии Лидии Семеновой, музыкант Наталья Трофимова, которая живет в Санкт-Петербурге, привезла оттуда ноты с этой музыкой.

- Мы познакомились с тремя картинами из этой работы: "Вступление", "Пляс старателей", "Шабаш". Эти вещи наш оркестр исполнял как инструментальную музыку. Когда я в первый раз услышала ее, она меня сильно впечатлила, и я стала узнавать подробности, - рассказывает Лидия Семенова.

На предложение тольяттинцев поработать вместе композитор согласилась сразу.

- Лидия Валентиновна Семенова написала мне подробнейшим образом обо всех возможностях постановки, о замысле. Так что вопросов и сомнений у меня не было. Но я была поражена тем, что люди сами переделали либретто и партитуру. Впервые такую работу делаю не я. Я приехала на все готовое, - признается Светлана Нестерова.

Лидия Семенова поясняет, почему понадобились "коррективы": в произведении есть хореографические фрагменты, а само он длится два полных отделения. В Тольятти же задумали сделать представление для детей. Это означало, что уложиться нужно в час.

- Со страхом и волнением мы спросили, можем ли мы вносить коррективы, - вспоминает Лидия Семенова. - Светлана разрешила. И мы собирали сюжет постановки, исходя из наших возможностей. Либретто делали Мария Кириллова и Игорь Супрунов.

Светлана Нестерова и Лидия Семенова

Воплощением своего проекта на сцене Тольяттинской филармонии Светлана Нестерова очень довольна.

-В Тольятти получился более камерный вариант, и, по-моему, он очень удачный, - говорит она.

О сложностях

Композитор и артисты говорят, что трудности при постановке возникли с голосами. У вокальных партий достаточно сложный мелодический рисунок, а в тольяттинском варианте поют, в том числе, драматические актеры.

Кроме того, мюзикл был задуман для детей, а это значит, что уложиться нужно было максимум в час – и все это время постоянно удивлять и впечатлять маленьких зрителей. Артистам это удалось, несмотря на то, что и материал самого сказа, и музыка сложны для детского восприятия. Кроме виртуозной игры Русского оркестра и мастерства актеров, в дело пошли все имеющиеся в арсенале филармонии спецэффекты: пушка с дымом, лазерные звезды на потолке и стенах, мыльные пузыри с потолка.

Режиссером постановки выступил актер Вячеслав Щелканов, без пяти минут выпускник Театрального института имени Б. Щукина по специальности "режиссура". Он же сыграл в сказке Лешего. Вячеслав признается, что основной сложностью для него стало пребывание "снаружи" и "внутри" одновременно. На каждой репетиции в зале устанавливали видеокамеру, записывали все, а потом режиссер, выйдя из образа Лешего, отсматривал на видео, что вышло.

- Я первый раз я работал с оркестром, и это огромный опыт для меня, - говорит Вячеслав Щелканов. - Спасибо огромное Василию Алекандровичу Кормишину, Лидии Валентиновне Семеновой и ребятам, с которыми мы замечательно сработались.

Кстати, Василий Кормишин, дирижер Русского оркестра филармонии, сыграл в сказке небольшую роль – Смотрителя прииска старателей. А по большому счету роль сыграл весь оркестр, став частью драматического сюжета.

- Мы были знакомы с сюитой, но оказалось, что мюзикл таит в себе неисчислимые сокровища, - говорит Василий Кормишин.

Василий Кормишин и Светлана Нестерова

Продолжение следует?

На вопрос, будет ли плодотворное сотрудничество продолжено, Светлана Нестерова отвечает, не задумываясь:

- Всегда рада любому сотрудничеству.

А пока в головах музыкантов и артистов зреют новые замыслы, музыкальную сказку "Сокровища волшебного колодца, или История на Зюзельском болоте" можно увидеть на сцене Тольяттинской филармонии. Ее покажут 4 января в 12 и 15 часов. 

 

Кикимора – Ирина ЛЕБЕДЕВА и Леший – Вячеслав ЩЕЛКАНОВ

Илья – Игорь СУПРУНОВ 

Кузька Двоерылко – Михаил ТЕНТЯКОВ

Бабка Синюшка – Мария КИРИЛЛОВА

Девушка Синюшка, она же Настасья – Александра ОДИНЦОВА

фото Максима Тонких