Выставка "the FACE" в Тольятти: что русскому Алиса, то немцу - мужчина с накрашенными ногтями

В отделе современного искусства Художественного музея открылась выставка "the FACE", на которой можно увидеть, что стало со старым добрым портретом благодаря современным фотографам. 

Выставка посвящена эволюции портрета, но портретов в классическом смысле этого слова вы здесь почти не найдете. Разве что фотографию Оно Людвига, на которой мужчина держит во рту мизинец с накрашенным ногтем.

При взгляде на это лицо вспоминаются Доктор Зло, который постоянно держал мизинец во рту, а также множество моделей женского пола, которые касаются пальцем ярких губ, символизируя сексуальное искушение. Поскольку это не единственная работа автора, на которой фигурируют накрашенные ногти и воспета красота мужского тела, то можно предположить, что усталое лицо с "отредактированной" линией бровей и подкрашенными глазами больше тяготеет к "искусительной" тематике, нежели к Доктору Зло. 

А кореец Ким Чанг-Су увидел лицо современника как "собрание" сотен других мелких портретов, которые издалека как пиксели сливаются в одно: ведь все люди, с которыми мы когда-либо пересекались, оставили след на нашей личности.

Другой его земляк, Атте Ким, осмысляя особенности корейского народа, сделал портреты ста мужчин и наложил их один на другой. Получился такой собирательный среднестатистический гражданин Южной Кореи.

Врач-рентгенолог  Чанг Тэ-Саб тоже смог найти себя в фотоискусстве и в частности, в психологическом портрете. Уж он-то видит человека насквозь, причем настолько буквально, насколько это возможно.


Россиянин Сергей Пономарев представил свое видение литературных героев. Их образы  рождаются в фантазии читателя из описания в книге, а значит,  портреты героев, как, например, Алисы в Стране Чудес, полностью состоят из текста.


Виктор Коен из Греции считает, что человек по ходу жизни постоянно трансформируется, меняется. Если понять это слишком буквально, то в фантасмогоричной интерпретации эти метаморфозы выглядят так.

А американка Дина де Риу беспокоится об экологическом состоянии атмосферы и пророчит в будущем такое ее загрязнение, из-за которого без защитной экипировки человек просто не выживет на планете. Так что в будущем люди забудут о различных нарядах и в быту, и на торжествах всегда будут выглядеть одинаково. Вот, например, свадебное фото.

На выставке также можно увидеть фотографии рассказывающие о чувстве, противоположном "Дежавю" - ощущении "Жамевю", когда знакомая обстановка кажется чужой, кадры, рассказывающие о внешнем сходстве и внешнем различии людей, и многие другие примеры философско-психологических работ фотографов со всего мира.

Работы для выставки отобраны генеральным директором Московской биеннале современного искусства Андреем Мартыновым и объехала уже полстраны.

Екатерина Хрипко