Политический пиар: спасибо, что живой

Политический пиар: спасибо, что живой | CityTraffic

Политтехнологи жалуются, что на примере кампании в райсоветы Самары они видят, как выборы удешевились. 

СитиТрафик” продолжает расска­зывать читателям о том, как в Самаре проходит избира­тельная кампания по выборам депутатов в районные Советы и городскую Думу. Напомним, голосо­вание состоится 13 сентября 2015 года.

Сегодня мы обсудим с нашими экспертами, как изменились за последние несколько лет выборы в регионе. А за точку отсчета возьмем назна­чение Николая Меркушкина на пост губер­натора Самарской области, которое состо­ялось 12 мая 2012 года. Попробуем сравнить выборы в гордуму Тольятти (2013 год), выборы главы региона (2014 год) и выборы в райсоветы Самары (2015 год). Кроме того, попытаемся понять, с какими проблемами может столк­нуться власть в 2016 году. 

Борьба за явку. Зачем она нужна? 

Уже в следующем году в Самарской области пройдут две новые кампании. Мы будем выбирать депутатов Самарской губернской думы и Государственной думы. Политтехнологи признаются, что некоторым из них уже поступают предло­жения решить кейс: как привлечь в 2016 году избира­телей на участки?

- Все усилия, которые предпри­нимают сегодня полити­ческие консуль­танты на выборах в Самаре, направлены на повышение явки избира­телей 13 сентября, — делится своими впечат­ле­ниями об этой гонке на условиях аноним­ности один из техно­логов. — Хорошая явка позволит действующей власти чувствовать себя уверенно, легити­ми­зи­роваться. На самарских выборах проблема с повышением явки избира­телей практи­чески решена. Населению расска­зывают, что есть команда губер­натора, что депутат райсовета станет решать насущные проблемы жителей. За народными избран­никами будут закреплены конкретные терри­тории, небольшие по размеру. Назначение этих депутатов проще объяснить обывателю. А что расска­зывать людям в 2016 году? Ну, хорошо, функционал депутатов Госдумы еще можно объяснить: допустим, их начнут позици­о­ни­ровать как помощ­ников Меркушкина в Москве. А что делать с выборами депутатов Губернской думы? Как объяснить населению их предна­зна­чение? Уровень принятия решений депутата Губдумы и Госдумы настолько далек от народа, что людям просто неинте­ресны выборы такого уровня. Поэтому перед полит­тех­но­логами стоит непростая задача по повышению явки в 2016 году.

В государ­ственную Думу в 2016 году от Самарской области плани­руется выбрать 10 предста­ви­телей: 5 по одноман­датным округам и еще столько же по спискам.

Концепция выборов в губернскую Думу пока не понятна. Действующий созыв СГД представлен пятью­де­сятью народными избранниками.

- С самого начала Меркушкин говорил избира­телям: ему нужна поддержка в Москве, — говорит эксперт, пожелавший остаться анонимным. — Вероятно, эта тема и станет лейтмо­тивом кампании по выборам в Госдуму. Ведь у него в Мордовии все народные избранники работают только на благо­по­лучие этого региона. Так что Меркушкин вновь окажется “паровозом”. И станет объяснять, что нам нужно строить инфра­структуру к Чемпионату мира в 2018 году, мост через Волгу в районе села Климовка и т.д. А для этого губер­натору нужны помощники в столице. Что касается Губернской думы, то я не знаю, как Меркушкин решит проблему явки избира­телей. Зачем ему помощники в регионе, если он и так самый крутой здесь? – ирони­зирует эксперт.

Исчез ли “черный” PR? 

Нет, но его опреде­ленно стало меньше.

Многие эксперты, опрошенные “СитиТрафиком” во время подго­товки этого текста, говорили о том, что PR “со знаком минус”, или “черный” PR, за последние три года почти не приме­нялся на выборах 2013, 2014 г.г. Впрочем, то, что сейчас проис­ходит в Самаре, полностью опровергает эту точку зрения.

Так, во время кампании по выборам депутатов райсо­ветов (она полностью “завязана” на Меркушкина) были попытки “минусовать” губер­натора. Неизвестные распро­странили по e‑mail подписке сетевую игру, стили­зовав ее под леген­дарную советскую игрушку “Ну, погоди”. В ней глава региона собирает голоса во время “досрочки”.

- Это не столько “черный” PR, сколько создание видимости актив­ности. Да, кто-то это будет обсуждать, даже посмеется. Но в широкие массы эта инфор­мация не пошла, — считает обозре­ватель портала “Федерал Пресс” Евгений Золотухин. — Другое дело, посмотрите, что сейчас обсуждают в соцсети “Фейсбук”: неизвестные сделали газету, макет которой полностью копирует макет «Самарской газеты». Внутри — жесткая «минусовка» команды губер­натора. Это гораздо более эффек­тивный прием, чем сетевая игра “Ну, погоди”.

По мнению Золотухина, и в первом и во втором случае пиарщики работают на опреде­ленный круг лиц.

- Я заметил, что они используют рассылку по конкретным мейлам. Делают упор в этом списке на СМИ, активных блогеров, офици­альные органы власти, — говорит обозре­ватель “Федерал Пресс”. — Обратите внимание, авторы рассылки почти не произ­водят самосто­я­тельно контент. В основном они аккуму­лируют негатив, который печатается в офици­альных СМИ (“Коммерсант”, “Ведомости” и т.д.) и складывают это в рассылку, не совсем удобно упаковывая.

Другие эксперты считают, что в условиях, когда конфи­гу­рация власти изменилась, конку­ренция в полити­ческом пространстве практи­чески исчезла. А вместе с ней пропали и инстру­менты, которые нужны для борьбы с соперниками.

- Я считаю, что “черного” PR стало в разы меньше, потому что все неугодные кандидаты отфиль­тро­вы­ваются на этапе регистрации, — говорит полит­тех­нолог Савелий Морозов. — Что касается сетевой игры “Ну, погоди”, то ее могли сделать сами пиарщики Николая Меркушкина, чтобы создать допол­ни­тельные инфор­ма­ци­онные поводы на этих выборах. Ведь им требуется хоть чуть-чуть имити­ровать предвы­борную борьбу.

Бросили все силы на “досрочку”

О том, как в Самаре идет досрочное голосо­вание, и для чего это нужно, “СитиТрафик” уже расска­зывал.

Политические консуль­танты, которые работали на выборах в Тольятти в 2013 году, подчер­кивают, что Меркушкин не исполь­зовал в этой кампании техно­логию “досрочки”.

- Нет, конечно, формально у желающих прого­ло­совать досрочно такая возмож­ность была, законом это разрешено. Другое дело, что эта стадия гонки не приоб­ретала такой массовый характер. Т.е. “досрочка” не исполь­зо­валась как полити­ческий инструмент.

Дешевле, еще дешевле 

Мнение специ­а­листов по выборам: бюджеты на кампании стреми­тельно сокра­щаются. Почему так проис­ходит? Самый важный мотив: федеральная власть “убавила” конкуренции.

- Конфигурация власти в регионе изменилась, набор инстру­ментов, которыми пользуются в Самаре специ­а­листы по выборам, сейчас весьма скудный, — продолжает на условиях аноним­ности наш собеседник. — Например, штабы отказались от исполь­зо­вания орговиков. Хотя в Тольятти в 2013 году на выборах губер­натора техно­логия ОДД (от двери к двери, — прим. авт.) активно приме­нялась. Что такое орговик? Это сотрудник избира­тельного штаба, который ходит от двери к двери, агитируя за кандидата. Это самое дорогое, что может позволить себе партия или кандидат. Распространение агитма­те­риалов, общение с агита­торами, поддержка кандидата на встречах с населением. На выборах в райсоветы Самары эти функции выполняют работники бюджетной сферы: врачи, учителя, сотрудники социальных служб. Вряд ли им платят. Скорее всего, власть “включила” админи­стра­тивный ресурс.

Бабушкин сундук

- Электоральное поле изначально зачистили, используя админи­стра­тивный ресурс, — продолжает на условиях аноним­ности эксперт “СитиТрафика”. — Стало понятно, что ни КПРФ, ни “Справедливая Россия”, ни ЛДПР серьезной конку­ренции “Единой России” на выборах в Самаре не составят. Поэтому полит­тех­нологи убрали часть инстру­ментов в бабушкин сундук, убрали до лучших времен (читай – бюджетов, — прим. авт.). Оставили только минимум: агитма­те­риалы, наружную рекламу, встречи с избира­телями, а вот демон­страцию роликов по ТВ, газеты, а главное — техно­логию “От двери к двери” (ОДД) используют не все, ведь это дорого. Мне кажется, ролики с полити­ческой рекламой вернутся на ТВ в 2016 году. На выборах губер­натора в 2014 году они были, а вот в 2015 году практи­чески исчезли. Теперь что касается “поля”. У “Единой России” орговиками трудятся работники бюджетной сферы, остальные же участники выборов почти отказались от этого инстру­мента. Не исключено, что в 2016 году орговики вернутся и будут задей­ствованы на выборах. Другое дело, что масштаб предстоящей кампании будет другим, а потому партиям и канди­датам потре­буется больше людей с такой специ­а­ли­зацией. В теории, например, ЛДПР никто не запрещает исполь­зовать техно­логию ОДД. Но вы их тоже поймите: просто Николай Иванович (Меркушкин, — прим. авт.) сделал все, чтобы выборы в Самаре превра­тились ну в очень риско­ванное предприятие. Так что вопрос не столько в инстру­ментах, сколько в конфи­гу­рации нынешней власти, которая все полити­ческие техно­логии сводит к нулю.

Всегда “на связи” и другие новшества

Теперь немного о том, какие инстру­менты появились у полит­тех­но­логов с приходом в регион Николая Меркушкина.

Все избира­тельные кампании (2013, 2014, 2015 года) сопро­вождает проект депутата гордумы Самары Ирины Кочуевой “На связи с губер­на­тором”. Думаю, что принцип его работы знаком каждому. Фактически населению предлагают рассказать о проблеме напрямую главе региона. Жителям области говорили: “Вы пишете сейчас не в адрес муници­пальной власти, а губер­натору”. Кроме того, проект “На связи с губер­на­тором” это и встречи с молодыми мамами, и бесплатное медицинское обсле­до­вание для стариков, и подго­товка школь­ников к новому учебному году.

Говорят, что Ирине Кочуевой также принад­лежит авторство техно­логии “пятнашки”. Это когда в помещение (обычно в кафе — прим. авт.) приглашают 15 активных пенси­о­неров – жителей округа, с которыми на протя­жении 1,5 – 2 часов за чашкой чая беседует кандидат.

В Тольятти в 2013 году, накануне выборов в гордуму, населению предложил выбрать Общественные Советы. Это тоже можно считать нововведением.

Еще один интересный способ привле­чения избира­телей: экскурсии по святым местам, или прогулки на теплоходе. Естественно, в обоих случаях кандидат отдыхает вместе с электоратом.

Сакральная жертва, или так сложились звезды

Анализируя ход нынешних выборов в Самаре, наблю­датели отмечают непростую роль, которая досталась в этой кампании предпри­ни­мателю и депутату самарской губернской Думы Александру Милееву.

- Милеев — сакральная жертва, — считает анонимный собеседник портала “СитиТрафик”. — На его примере всем бизне­сменам показали: кто пойдет против Меркушкина, кто не хочет играть по правилам губер­натора, с тем будет точно так же. А именно: проверки, давление “силовиков” и другие неприятности.

Евгений Золотухин не совсем согласен с такой точкой зрения:

- Ситуация, которая сложилась с Милеевым, это не гамбит, это такти­ческая необхо­ди­мость. Хотя этот случай в принципе насто­рожил многих предста­ви­телей бизнеса. Они поняли: лояль­ность Меркушкину – это их главный капитал в Самарской области.

- Милеев – это человек, которому суждено отдуваться за всех, — уверен полит­тех­нолог Савелий Морозов. — На примере того, как его прессуют, демон­стрируют всем остальным олигархам, что с ними будет. Как говорится, сломай самого сильного, а все остальные сделают выводы и отступят.

Виталий Папилкин, Самара

Поделиться:

Следующая Новость

"Татнефть" загрязнила землю в Ясной поляне

Вт Сен 8 , 2015
Самарский Росприроднадзор расследует дело по загряз­нению плодо­родной земли нефтью. Как сообщили “СитиТрафику” в Управлении Росприроднадзора по Самарской области в Шенталинском районе в районе поселка Ясная поляна 31 августа в результате разлива нефте­со­дер­жащей жидкости произошло загряз­нение земель. По предва­ри­тельным данным, речь идет об участке общей площадью 200 м². Трубопровод принад­лежит НГДУ “Нурлатнефть” ПАО “Татнефть”. По факту […]
"Татнефть" загрязнила землю в Ясной поляне | CityTraffic

Рубрики