Покупаем авто: “механика”, “вариатор”, “робот” или “автомат?

Покупаем авто: "механика", "вариатор", "робот" или "автомат? | CityTraffic

В мире, пожалуй, не осталось автомо­билей, которые бы выпус­кались лишь с механи­ческой транс­миссией. Ассортимент выбора будущего владельца машины между механи­ческой КПП и “автоматом” дополнили роботи­зи­ро­ванная КПП и вариатор. “СитиТрафик” попро­бовал разобраться, какую из коробок передач можно назвать универ­сальной, а какая требует внимания и особых условий эксплуатации.

Начнем со старой доброй механи­ческой КПП. Во всем мире “ручка” или “мешалка”, как называют “механику”, по праву заслужила звание надежной коробки передач. Оптимальное соотно­шение цены, качества, долго­веч­ности и относи­тельно невысокой стоимости эксплу­а­тации делает именно механи­ческую коробку передач универ­сальной для любого автомобиля и водителя. Имея под ногами 3 педали, водитель сам регулирует плавность включения передач, выбирает, с какой динамикой ему разгонять автомобиль или останав­ливать его, без лишних волнений преодо­левает крутые подъемы и спуски, а также буксирует другое транс­портное средство. К тому же, механи­ческие коробки передач не так требо­ва­тельны к качеству транс­мис­си­онного масла. При неакку­ратном исполь­зо­вании сцепления и рывках при включении скоростей износ самого сцепления и синхро­ни­за­торов КПП проис­ходит быстрее, чем у автома­ти­ческих и полуав­то­ма­ти­ческих аналогов. Но тут уж водителю пенять остается только на самого себя.

Вариатор, или бессту­пен­чатая коробка передач, придуман примерно в XV веке. Тогда не было автомо­билей, но мельники, а позднее и первые мануфак­турщики, зачастую исполь­зовали систему изменения переда­точного числа с помощью двух конусов и натянутого на них жгута. Вариатор можно назвать одним из вариантов автома­ти­ческой коробки передач. В автомобиле с такой “коробкой” две педали: газ и тормоз. Такая КПП позволяет плавно и быстро разгонять машину, чего нельзя сказать об “автомате”. При этом произ­во­дители машин с вариа­тором утвер­ждают, что вариатор позволяет экономить ресурс двигателя и расход топлива. Опять же, в сравнении с АКПП.

Проехав раз из Тольятти в Самару и обратно на недешевом автомобиле Mitsubishi Lancer X с вариа­тором, автор данного текста сделал вывод, что никогда не купит себе автомобиль с вариа­тором. При выходе на крейсерскую скорость в 110-120 километров в час на трассе между двумя городами вариатор попере­менно издавал то дикий вой, то веселый свист. Ни первый, ни второй вариант звукового сопро­вож­дения в дальней дороге не является подхо­дящим. Хотя, может быть, это дело вкуса.

Робот”, или автома­ти­ческая-механи­ческая транс­миссия, на наш взгляд, лучше вариатора в силу того, что “робот” — это, по сути, механи­ческая коробка передач, в которой функцию сцепления выполняет электроника. Некоторые считают, что “робот” объединяет в себе лучшие черты автома­ти­ческой и механи­ческой коробок передач, так как он дешевле “автомата” и надежен почти как механи­ческая КПП. Доля правды в этом есть, поскольку в гоночных машинах, как правило, используют именно “робот”, позво­ляющий пилоту механи­чески включать пониженную или повышенную передачу простым переклю­чением рычага КПП вверх или вниз. Но этот вариант “робота” весьма недешевый. Такие коробки называются “секвен­тальными” и в гражданских машинах не используются.

Если вы хотите приоб­рести гражданский автомобиль с “роботом”, то в силу особен­ностей конструкции такой КПП при переклю­чении передач могут прояв­ляться рывки или опреде­ленная “задум­чи­вость” в работе электронной системы сцепления. “Робот” дешевле, легче и “ест” чуть ли не вдвое меньше масла, чем тот же вариатор – 3 – 4 литра вместо 6 – 8 у вариатора. Не беремся рассуждать о стоимости ремонта разных коробок передач, но рекомендуем просто взглянуть на стоимость транс­мис­си­онного масла на полках автома­га­зинов. Этого будет вполне доста­точно, чтобы сделать взвешенный выбор. Но нужно учитывать, что “робот” не любит пробук­совок, букси­ровок и прочих “прелестей” эксплу­а­тации автомобиля в условиях российских дорог и бездо­рожья. Из личного опыта езды на автомобиле с “роботом”, а это была небольшая городская машинка Fiat Panda, нам особенно ярко запом­нился момент, когда при подъеме в гору “робот” просто выключал передачу и заставлял водителя переклю­чаться на полностью автома­ти­ческий режим, чтобы вовсе не встать на дороге. Редкое, доложим вам, удоволь­ствие – обнаружить при подъеме в гору, что машина едет на холостом ходу, а мнения водителя на предмет целесо­об­раз­ности такого маневра никто и не спросил. Наконец, в мороз “умная” электроника не позволит машине тронуться с места до тех пор, пока вы как следует ее не прогреете. Ресурс двигателя и КПП такой подход, конечно, сэкономит, а вот ваши нервы – вряд ли.

Ккоробка передач для лентяев — предел совер­шенства КПП. Автоматическая коробка передач. Независимо от произ­во­дителя и автомобиля, который ею оснащен, она отличается от всех перечис­ленных выше несколькими ключевыми харак­те­ри­стиками. Машина с автома­ти­ческой коробкой передач всегда разго­няется медленнее, нежели анало­гичный автомобиль с механи­ческой КПП. Она потребляет больше топлива, чем аналоги даже с “вариа­тором” или “роботом”. Вы не сможете букси­ровать автомобиль друга или подруги, сломав­шийся на дороге, а вернее – не станете этого делать, поскольку есть все шансы после этого загреметь на СТО, на капитальный ремонт КПП. Да, в случае с “автоматом” не нужно выжимать сцепление, можно внима­тельнее следить за дорогой, а двигатель с “автоматом”, вполне вероятно, прослужит чуть дольше, чем с механи­ческой коробкой передач. Но неверо­ятный аппетит АКПП в плане потреб­ления транс­мис­си­онного масла, дорогой ремонт и замед­ленная динамика разгона в наших реалиях эксплу­а­тации машины – огромные минусы, которые заставят любого автовла­дельца крепко подумать, прежде чем приоб­ретать авто с коробкой “автомат”. Личный опыт исполь­зо­вания новехонького Chevrolet Aveo с коробкой автомат оставил у автора данного текста (заядлого поклонника механи­ческой коробки передач) только одно впечат­ление: при движении в машине с “автоматом” после длительной езды на авто с “механикой” нет того чувства тотального контроля поведения машины, какое есть с “механикой”. А контроль над автомо­билем, как ни крути, важная состав­ляющая. Да и 3 педали – не так уж много.

Конечно же, каждый водитель выбирает машину по себе, исходя из финан­совых возмож­ностей, эксплу­а­та­ци­онных харак­те­ристик, комфорта и здравого смысла. Для полноты картины, наверное, надо бы провести тест-драйв автомобиля с “роботом” или вариа­тором и поделиться впечат­ле­ниями. Что мы и планируем сделать в ближайшее время.

Андрей Серёгин, фото автора

Поделиться:

Следующая Новость

Компаниям под контролем иностранных инвесторов запретили ловить рыбу в России

Пт Сен 4 , 2015
Юридическое лицо в заявке на приоб­ре­тение прав на добычу (вылов) водных биоре­сурсов должно указывать сведения о нахож­дении или ненахож­дении его под контролем иностранного инвестора. В документе, опубли­ко­ванном сегодня на сайте кабмина, гоорится об изменениях, внесенных в Закон о рыболовстве. Ими преду­смотрен запрет на добычу (вылов) водных биоре­сурсов россий­скими юриди­че­скими лицами, находя­щимися под контролем иностранного […]
Компаниям под контролем иностранных инвесторов запретили ловить рыбу в России | CityTraffic

Рубрики