
В мире, пожалуй, не осталось автомобилей, которые бы выпускались лишь с механической трансмиссией. Ассортимент выбора будущего владельца машины между механической КПП и «автоматом» дополнили роботизированная КПП и вариатор. «СитиТрафик» попробовал разобраться, какую из коробок передач можно назвать универсальной, а какая требует внимания и особых условий эксплуатации.
Начнем со старой доброй механической КПП. Во всем мире «ручка» или «мешалка», как называют «механику», по праву заслужила звание надежной коробки передач. Оптимальное соотношение цены, качества, долговечности и относительно невысокой стоимости эксплуатации делает именно механическую коробку передач универсальной для любого автомобиля и водителя. Имея под ногами 3 педали, водитель сам регулирует плавность включения передач, выбирает, с какой динамикой ему разгонять автомобиль или останавливать его, без лишних волнений преодолевает крутые подъемы и спуски, а также буксирует другое транспортное средство. К тому же, механические коробки передач не так требовательны к качеству трансмиссионного масла. При неаккуратном использовании сцепления и рывках при включении скоростей износ самого сцепления и синхронизаторов КПП происходит быстрее, чем у автоматических и полуавтоматических аналогов. Но тут уж водителю пенять остается только на самого себя.
Вариатор, или бесступенчатая коробка передач, придуман примерно в XV веке. Тогда не было автомобилей, но мельники, а позднее и первые мануфактурщики, зачастую использовали систему изменения передаточного числа с помощью двух конусов и натянутого на них жгута. Вариатор можно назвать одним из вариантов автоматической коробки передач. В автомобиле с такой «коробкой» две педали: газ и тормоз. Такая КПП позволяет плавно и быстро разгонять машину, чего нельзя сказать об «автомате». При этом производители машин с вариатором утверждают, что вариатор позволяет экономить ресурс двигателя и расход топлива. Опять же, в сравнении с АКПП.
Проехав раз из Тольятти в Самару и обратно на недешевом автомобиле Mitsubishi Lancer X с вариатором, автор данного текста сделал вывод, что никогда не купит себе автомобиль с вариатором. При выходе на крейсерскую скорость в 110-
«Робот», или автоматическая-механическая трансмиссия, на наш взгляд, лучше вариатора в силу того, что «робот» — это, по сути, механическая коробка передач, в которой функцию сцепления выполняет электроника. Некоторые считают, что «робот» объединяет в себе лучшие черты автоматической и механической коробок передач, так как он дешевле «автомата» и надежен почти как механическая КПП. Доля правды в этом есть, поскольку в гоночных машинах, как правило, используют именно «робот», позволяющий пилоту механически включать пониженную или повышенную передачу простым переключением рычага КПП вверх или вниз. Но этот вариант «робота» весьма недешевый. Такие коробки называются «секвентальными» и в гражданских машинах не используются.
Если вы хотите приобрести гражданский автомобиль с «роботом», то в силу особенностей конструкции такой КПП при переключении передач могут проявляться рывки или определенная «задумчивость» в работе электронной системы сцепления. «Робот» дешевле, легче и «ест» чуть ли не вдвое меньше масла, чем тот же вариатор – 3 – 4 литра вместо 6 – 8 у вариатора. Не беремся рассуждать о стоимости ремонта разных коробок передач, но рекомендуем просто взглянуть на стоимость трансмиссионного масла на полках автомагазинов. Этого будет вполне достаточно, чтобы сделать взвешенный выбор. Но нужно учитывать, что «робот» не любит пробуксовок, буксировок и прочих «прелестей» эксплуатации автомобиля в условиях российских дорог и бездорожья. Из личного опыта езды на автомобиле с «роботом», а это была небольшая городская машинка Fiat Panda, нам особенно ярко запомнился момент, когда при подъеме в гору «робот» просто выключал передачу и заставлял водителя переключаться на полностью автоматический режим, чтобы вовсе не встать на дороге. Редкое, доложим вам, удовольствие – обнаружить при подъеме в гору, что машина едет на холостом ходу, а мнения водителя на предмет целесообразности такого маневра никто и не спросил. Наконец, в мороз «умная» электроника не позволит машине тронуться с места до тех пор, пока вы как следует ее не прогреете. Ресурс двигателя и КПП такой подход, конечно, сэкономит, а вот ваши нервы – вряд ли.
«Ккоробка передач для лентяев — предел совершенства КПП. Автоматическая коробка передач. Независимо от производителя и автомобиля, который ею оснащен, она отличается от всех перечисленных выше несколькими ключевыми характеристиками. Машина с автоматической коробкой передач всегда разгоняется медленнее, нежели аналогичный автомобиль с механической КПП. Она потребляет больше топлива, чем аналоги даже с «вариатором» или «роботом». Вы не сможете буксировать автомобиль друга или подруги, сломавшийся на дороге, а вернее – не станете этого делать, поскольку есть все шансы после этого загреметь на СТО, на капитальный ремонт КПП. Да, в случае с «автоматом» не нужно выжимать сцепление, можно внимательнее следить за дорогой, а двигатель с «автоматом», вполне вероятно, прослужит чуть дольше, чем с механической коробкой передач. Но невероятный аппетит АКПП в плане потребления трансмиссионного масла, дорогой ремонт и замедленная динамика разгона в наших реалиях эксплуатации машины – огромные минусы, которые заставят любого автовладельца крепко подумать, прежде чем приобретать авто с коробкой «автомат». Личный опыт использования новехонького Chevrolet Aveo с коробкой автомат оставил у автора данного текста (заядлого поклонника механической коробки передач) только одно впечатление: при движении в машине с «автоматом» после длительной езды на авто с «механикой» нет того чувства тотального контроля поведения машины, какое есть с «механикой». А контроль над автомобилем, как ни крути, важная составляющая. Да и 3 педали – не так уж много.
Конечно же, каждый водитель выбирает машину по себе, исходя из финансовых возможностей, эксплуатационных характеристик, комфорта и здравого смысла. Для полноты картины, наверное, надо бы провести тест-драйв автомобиля с «роботом» или вариатором и поделиться впечатлениями. Что мы и планируем сделать в ближайшее время.
Андрей Серёгин, фото автора