Артур Латипов сегодня — очень востребованный танцор. За день, бывает, он выступает четыре раза, порой переезжая из одного города в другой. В Самарской области Артур — единственный мужчина, профессионально танцующий восточные танцы. Интерес, переросший затем в любовь к танцу, возник еще в Узбекистане, где родился Артур.
- Я был воспитан культурой Азии, культурой Ислама. То, насколько для меня это важно, я понял еще тринадцатилетним подростком, когда мы приехали в Россию, — рассказывает он. — Мои первые попытки проходили под музыку Араша и Таркана, я пробовал танцевать дома, вспоминая то, что видел в Узбекистане. А в 17 я уже попал в профессиональную школу.
Эта школа называлась «Берегиня» и работала на базе ТГУ, где Артур Латипов учился на инженера по ремонту и эксплуатации автомобильного транспорта. Потом была школа восточного танца «Алиша» и хореографическая школа им. М.М. Плисецкой. А по окончании ТГУ он поступил в Самарскую Государственную Академию Культуры и Искусства (сейчас СГИК) на отделение народной хореографии. Но начиналось все непросто.
- Не было информации, что такое мужчина в восточном танце. Первое время было тяжело, и даже не столько мне, сколько родным: мол, что это за мальчик, который танцует восточные танцы? Потом начала появляться информация, опыт, знания. Я смотрел, как танцуют мужчины на международном уровне. Было, на что смотреть и от чего отталкиваться.
- Какова специфика восточного танца?
- Как такового мужского восточного танца нет. На востоке, как и у нас, в России, в каждом регионе есть свой национальный танец, и у него есть свои характерные черты.
То, что принято называть мужским восточным танцем, это, скорее, интерпретация женского танца живота.
— Но мужской восточный танец отличается от женского намного более мужественной подачей…
- Абсолютно верно. Он отличается более мужественной подачей. Движения те же, но исполнены в мужском характере.
— И в костюмах более сдержанные цвета?
- Мужчины более сдержанные эмоционально, у них другая психология, поэтому костюм и манера поведения, конечно, другие.
- Вы танцуете Тануру – ритуальный танец, который считается одной из суфийских практик, медитацией, вводящей исполнителя в состояние транса. А лично вы что чувствуете, когда танцуете Тануру?
- Танура — это танец рождения и создания жизни, это общение с богом. Арабы недаром в танце делают из юбки «ребенка». Они входят в транс, и по описаниям ощущение такое, будто ты стоишь на месте, а мир кружится.
В наше время египтяне и арабы сделали из Тануры шоу-вариацию. Это шоу-вариацию я и танцую. Костюм уже отличается многосекционными юбками, их две, у некоторых танцоров их даже три, добавлены различные аксессуары: платки, тарелки. Как-то в Египте я видел шоу, где танцор поджигал юбку и кружился, это было завораживающее зрелище.
Я называю Тануру абсолютным танцем, потому что здесь добавлены и эмоции и очень много физического напряжения, особенно, когда возникает сила инерции. Когда кружишься уже две-три минуты, ее тяжело становится крутить, а юбка, между прочим, весит до 12 килограмм…
— А что все-таки по ощущениям?
- Есть два состояния. Во время первого я абсолютно ухожу в себя. Во время второго у меня внутри происходит монолог-контроль: «Сейчас я специально приближаюсь к сцене, чтобы немного добавить интриги, напугать зрителя… А здесь вот кулисы: их важно не задеть, а вот здесь объект на сцене стоит…»
- Танура требует идеального состояния вестибулярного аппарата и усердных тренировок. Сколько времени понадобилось, чтобы прийти к тому уровню, который у вас сейчас?
- Первый раз я увидел танец в 2006 году. Мне он очень понравился, и я решил сделать костюм с мастером. У нас не получилось: костюм просто «не работал». Система должна работать так, чтобы юбка поднималась силой инерции кружения, чтобы купол раскрывался. Для этого нужно рассчитать массу краев (массу борта). В первый раз этого мы не знали. У нас ничего не открылось тогда, да и ткани были не те. Идею с платьем я на время оставил, но крутить Тануру не прекратил.
Первые мои опыты кружения ограничивались одной минутой. Я включал любую восточную музыку и крутился. Становится плохо, отдохну, и еще раз. В этом танце есть формула 1:2. Чтобы продержаться на сцене минуту, нужно на репетиции крутить не меньше двух. Сейчас мое время на репетиции доходит до 15 минут без остановки. Выступление же длится 7 минут. В планах увеличить выступление и до 10 минут.
— Костюм, в котором вы сейчас танцуете, делался на заказ?
- Это ручная и фабричная работа из Египта. Он достался мне от одного танцора из Москвы. Под меня не шили, наоборот, я под него подстраивался.
— Танура — не единственный танец, который вы танцуете. Какие еще танцы есть в репертуаре?
- В моей программе есть классический мужской восточный танец, где костюм состоит из рубашки и черно-белых брюк. Есть в нем цепи и стразы, но выполнен костюм в мужском характере. Музыкальная композиция включает в себя лирическую арабскую песню. Танец со всеми жестами и канонами восточного танца. Египетский танец очень эмоциональный, в нем много жестов, много эмоций и диалога со зрителем.
Есть и фольклор — народный танец дабка. Его танцуют и мужчины и женщины. Танец требует хорошей физической подготовки, нужны очень мощные мышцы ног и коленей. Есть еще танец под барабаны. Он называется соул табл, это когда играют на барабанах вживую. Программа полностью моя, я сам ее придумал, ритмы, движения. Барабанщик у меня очень хороший, мы сработались и часто вместе выступаем.
Есть дуэтные танцы, это когда я танцую с партнершей, с девушкой. Там мы используем красивую лирическую песню о любви. В дуэте рассматриваются все темы взаимоотношений мужчины и женщины.
- Как вы восстанавливаете силы?
- У меня специальная диета, я много ем. Нужен постоянный отдых. У меня это бывает по-разному. Это и прогулки по городу с близкими и друзьями, это может быть чтение книг, рисование.
Лучшее лекарство — сон. И лучше длиною в сутки. Но на деле, из-за того что много событий в которых я участвую, спать получается по 3 – 4 часа.
- Мы знаем, что вы не только танцуете, но и пишете прозу, рисуете. Вы – номинант национальной литературной премии «Писатель года», который оценивает работы молодых писателей. Ваш рассказ также был опубликован в одном из сборников журнала «Дебют»…
- Да, диплом и сборник я получил по почте. А саму премию вручали в Москве.
Еще в школе мои сочинения всегда приводили в пример. А позже я стал чувствовать вдохновение что-то написать. Сначала это были заметки, я начал их записывать с 2009 года. Мои темы — красота женщины, взаимоотношения мужчины и женщины. Пишу про опыт моей жизни, окружающих меня людей, случайно встретившихся.
Сейчас я пишу рассказ под названием «Письмо Веронике». Он о ценности семьи, о наших близких, о том, что нужно ценить момент «здесь и сейчас». Это будет небольшой рассказ, но лично меня он трогает.
— В конце прошлого года вы также закончили обучение на дизайнера интерьера. А эта страсть откуда?
- Когда я попадаю в какое-нибудь помещение, я начинаю оценивать происходящее: гармонично ли это для меня, какие цвета я бы выбрал, какие материалы. Сейчас я в этом направлении работаю, осваиваю программы по проектированию.
- Получив в ТГУ техническую специальность, вы в итоге стали артистом, писателем, а теперь еще и дизайнером. Вам вообще как-то пригодились навыки, полученные в университете?
- Все в этой жизни так или иначе пригождается. По своей специальности я работал почти семь лет. И это образование, правда, помогает сейчас в работе дизайнера.
— А не получится, что занятия литературным творчеством или дизайном затмят танцы?
- Я учусь – и с каждым днем это получается все лучше — держать все в гармонии. Все занятия дополняют друг друга в творчестве.