-Что здесь сегодня было? – спросил нас водитель такси, когда мы отъезжали после концерта «Виртуозов Москвы» от ДКИТ. – Столько народа…
Услышав о концерте классической музыки, таксист удивился: неужели в Тольятти так много ее ценителей?
Мы его заверили, что если бы он один раз вживую услышал «Виртуозов Москвы», он сам стал бы не просто ценителем, а сразу фанатом классики.
Людей на концерте «Виртуозов», которых в Тольятти любят по-особенному, вчера было действительно много. Для того чтобы вместить всех желающих, Тольяттинская филармония, выступавшая организатором выступления коллектива, специально арендовала зал ДКИТ.
Маэстро Владимир Спиваков был нездоров, 11-летняя Варя Кутузова, солирующая на рояле, вышла на сцену с температурой, но зал этого не ощутил – настолько легко и чисто звучала музыка в этот вечер.
«Чудная девочка», — сказал о Варе Спиваков позже, после концерта, согласившись пообщаться с журналистами. Ее дуэт с оркестром был настолько трепетным, а музыка Баха выскальзывала из-под ее пальцев настолько невинной, что в зале, кажется, боялись дышать.
Зато «Времена года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы во втором отделении концерта позволили слушателям выдохнуть. Знаменитый цикл танго исполняют часто, но так, как это делают «Виртуозы», не удается никому. Чистейший в мире музыкальный инструмент – скрипка – в руках солистов оркестра звучал с почти физической истомой. А потом вдруг выбрасывал из этого томления аргентинских кварталов, где танго, страсть и поножовщина шли рука об руку, в какую-то кристальную высоту с ее строгими безмолвными вопросами.
Отдача музыкантов была настолько безоговорочной, что также безоговорочно им отдался зал. Горожане долго не отпускали маэстро и его оркестр, аплодируя стоя.
После исполнения «Виртуозами» на бис «Польки» и «Прелюдии» Дмитрия Шостаковича, на сцену поднялись мэр города Сергей Андреев и директор Тольяттинской филармонии Лидия Семенова.
«Я буду краток, как прелюдия Шостаковича», — пообещал мэр. Он поздравил Владимира Спивакова с 70-летием, оркестр — с 35-летием, горячо поблагодарил «Виртуозов» за подаренный вечер, а также за то, что маэстро так добр к нашему городу и внимателен к его детям. Как символ «открытия» талантов Сергей Андреев вручил Владимиру Спивакову ключ, изготовленный тольяттинскими умельцами.
Директор филармонии Лидия Семенова поздравила «Виртуозов» с их 35-летием и особенно поблагодарила близкого друга маэстро, контрабасиста, играющего в оркестре со дня его основания, а с 2003 года директора коллектива Григория Ковалевского.
«Мы знаем, сколько труда и жертв стоит за это легкостью и виртуозностью, которую вы демонстрируете», — сказала Лидия Семенова, обращаясь к музыкантам.
«Но последнее слово все равно всегда за музыкой», – сказал Спиваков – и Виртуозы» выдали слушателям в подарок «Танго любви» Пьяццоллы.
Отвечая после концерта на вопросы журналистов, Владимир Спиваков признался, что его коллектив, как и все россияне, ощущает поступь кризиса, но сам маэстро к этому «относится просто».
-Мы живем в этой стране, и мы должны жить трудностями страны. Нужно спокойнее к этому относиться.
В Доме музыки, например, я запретил повышать цены на билеты, хотя не имею никакого отношения к финансам. Но как президент Дома музыки я посчитал, что это будет некрасиво, если мы повысим цены на билеты, как это сделали в других заведениях. Все страдают, и надо вместе как-то переживать это.
-Концерт должен быть праздником. И для публики и для нас. Думаю, очень хорошо, что есть «Виртуозы Москвы», которые в такое трудное время дают людям утешение, счастье, и сами счастливы от ощущения того, что их помнят и любят.
-Меня радует мировой класс обоих созданных оркестров – Национального филармонического и Государственного камерного «Виртуозы Москвы». Я очень счастлив, репетирую с наслаждением, не замечая ничего.
-Украина закрыта, мы не можем туда ездить. У меня родители из Одессы. И после того, что там случилось в Доме профсоюзов, мне как-то не хочется туда. Несмотря на то, что я Народный артист Украины и у меня всякие там заслуги… Надеемся, что это закончится когда-то.
-Я привык к провокациям, они случались не раз, нужно быть выдержанным. Тот факт, что мы играли в переполненных залах в Америке весной 2014 – все равно наша победа, а не каких-то 50 или 100 человек, пришедших выразить протест против действий России. Полчаса зал в Нью-йорке стоя аплодировал. Это наша победа.