Областная прокуратура указала министрам на это упущение, а также объяснила, почему некоторые продукты подорожали более чем в пять раз.
По информации надзорного органа, с конца августа 2014 до конца января 2015 продукты питания дорожали с разной скоростью. Так, мука пшеничная высшего сорта «подросла» в цене на 29,16%, крупа рисовая подорожала на 41%, а пресловутая гречка стала дороже почти втрое (276%).
Макаронные изделия подорожали на 31%, масло подсолнечное рафинированное на 31%, сахар-песок на 41%, чай черный на 18%.
Мясо и рыба «росли» стремительнее: говядина — на 82%, свинина — на 78%, рыба мороженая — на 67%. Только куры оставались в рамках приличий, подорожав всего на 17%.
Хлеб белый из пшеничной муки стал дороже на 21%, хлеб ржаной — на 14%.
Молоко — на 14%, творог — на 13%, масло сливочное — на 7%, кефир — на 5,7%, сметана — на 58%. И даже твердый сыр по сравнению с огурцами (см. ниже) шокировал потребилей меньше, подорожав на 53%.
А вот овощи, которых, как мы все знаем, в Самарской области хватит на себя и на того парня, подорожали заметнее. Прокуроры говорят: сезон. Так, картофель «вырос» на 67%, лук репчатый — на 38%, морковь — на 37%, яблоки свежие — на 64%, бананы — на 84%, апельсины — на 24%, мандарины — на 41%. Рекодсменами списка стали виноград, подорожавший втрое (331%), капуста белокочанная — на 353%, огурцы — на 544%, томаты свежие на 383%, перец сладкий — на 654%.
Яйца цену пока не «удвоили» — подорожание на 76%.
На этом рост цен, увы на остановился. С конца декабря до конца января они увеличились снова. При этом капуста с огурцами и виноградом опять оказались в лидерах.
Мука подорожала на 8,9%, крупа рисовая — на 18%, макаронные изделия — на 6,9%, масло подсолнечное рафинированное — на 10,5%, сахар-песок — на 24%, чай черный — на 8%, говядина — на 11,4%, мясо куриное — на 3%, рыба мороженая — на 13%, молоко — на 4%, творог — на 3,8%, кефир — на 3,6%, сметана — на 4,5%, сыр твердый — на 17,8%, картофель свежий — на 6,9%, лук репчатый — на 21%, капуста белокочанная — на 47,7%, морковь — на 58%, огурцы — на 48%, томаты свежие — на 26%, перец сладкий — на 9%, яблоки свежие — на 35%, бананы — на 14%, виноград — на 85%, мандарины — на 12,5%, яйца — на 6%.
Прокуратура Самарской области проанализировала причины роста цен. И хотя потребителю от этого не легче, он хотя бы в курсе, что ничего незаконного не произошло, все обусловлено объетивными факторами. Так, повышению розничных цен на свинину и мясо птицы с весны 2014 года вызвано запретом ввоза свинины в Россию из Европы в начале 2014 года, составлявшего около 60% российского импорта. Также были ограничены поставки говядины из Австралии. В связи с ростом цен на говядину и свинину в розничном сегменте и у мясоперерабатывающих предприятий увеличился спрос на мясо птицы, что спровоцировало производителей повысить отпускные цены на мясо птицы.
Надзорный орагн отмечает, что на потребительском рынке в Самарской области, кроме местных производителей, реализуется мясо птицы, завозимое из других регионов России (Челябинск, Свердловск, Оренбург, Республика Чувашия, Башкирия, Ульяновск и др.). В связи с этим основная ценовая политика на рынке мяса птицы носит общероссийскую тенденцию.
Тенденция роста розничных цен на молоко и молочную продукцию в 2014 году наблюдалась во всех субъектах Российской Федерации. Основной причиной роста цен на молоко стало увеличение закупочных цен на сырое молоко и сухое цельное молоко, что привело к росту отпускных цен на молочную продукцию крупными предприятиями-переработчиками молока Самарской области. Впрочем, в этом сегменте, увеличение как раз не самое шокирующее.
Рост средних розничных цен на сахар, по информации прокуратуры, обусловлен ростом оптовых цен в России в конце сентября 2014 года. Изменению оптовых цен способствовало удорожание горюче-смазочных материалов, автоперевозок и запчастей, а также ослабление курса рубля относительно основных мировых валют. Значительная часть расходов при выращивании сахарной свеклы и производстве сахара привязана к импорту – семена, средства химзащиты, кредитование, оборудование и др.
Рост цен на овощи и фрукты обусловлен в том числе сезонным фактором, а также ростом курса евро и доллара по отношению к рублю, поскольку большинство фруктов, а также часть овощей поставляется в Россию из-за границы по контрактам, рассчитываемым в валюте. То есть капустно-огурцовых запасов Самарской области для прокорма всех желающих все же, выходит, не хватает, приходится покупать импортное. К слову, претензий к импортным огурцам, к примеру, огромное количество. Часто они бывают переморожены, начинают усыхать и покрываться плесенью уже на следующий день после покупки.
Что касается продуктового фетиша — гречки, что результаты анализа сведений, полученных от хозяйствующих субъектов, говорят областные прокуроры, позволяют сделать вывод, что повышение цен на нее торговыми сетями и оптовыми поставщиками обусловлено повышением закупочных цен. А там, как говорится, не наша юрисдикция.
Ну, и хлеб. Самарским УФАС России также установлено, что в конце 2014 года наблюдалось значительное увеличение закупочных цен на муку для производства хлеба, а также иных ингредиентов. В связи с этим рентабельность производства хлеба у большинства запрошенных хозяйствующих субъектов значительно снизилась, что означает снижение количества прибыли, полученного с каждого рубля, затраченного на производства хлеба.
По результатам анализа антимонопольным органом сделан вывод о том, что в действиях хозяйствующих субъектов, включенных в реестр по позиции «Хлеб» и занимающих долю более 35% на указанном товарном рынке, не усматриваются признаки нарушений антимонопольного законодательства.
Кроме того, прокуратурой области проведен анализ уровня цен в магазинах локальных сетей, несетевых магазинах, нестационарных торговых объектах, рынках. Установлено, что динамика роста цен в указанных объектах торговли находится в диапазоне, аналогичном уровню роста цен в федеральных сетевых магазинах розничной торговли.
В связи с этим прокуратурой области в адрес министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области направлена информация о необходимости принятия дополнительных мер для проведения анализа цен в магазинах сети «Ашан».
Что касается других магазинов, то проверкой установлено, что ценообразование в предпреятиях сети «Магнит» ЗАО «Тандер», группы «X5 RetailGroup» («Карусель», «Перекресток», «Пятерочка») осуществляется на централизованной основе, через центральные офисы, расположенные в г.Краснодаре и г. Москве. Магазины не обладают какой-либо информацией о закупочных ценах, расходах на логистику и иных расходах.