Программу на уровне школьной самодеятельности и косноязычие спикера Тольяттинской думы компенсировали народные инструменты и вдохновение настоящих артистов.
Поскольку следующий год в стране объявлен годом литературы, чиновники из культурного департамента мэрии Тольятти, ответственные за программу вчерашнего бала, решили призвать на помощь Пушкина. Нарядили мальчика в цилиндр, назвали Александром Сергеевичем, снабдили няней и котом, рассказывающим сказки, – и вот, мол, вам, дорогие зрители, символ следующего года и сюжет в тренде. В адрес маленького «Александра Сергеевича» отпускались снисходительные шутки, а мэра даже заставили вручить подарок «будущему гению». Еще хуже звучали стихи настоящего поэта Пушкина в переложении неизвестных умельцев, служившие для связки номеров.
Выступления артистов все как одно были в русском национальном стиле – и что это символизировало, пусть каждый догадывается сам. Забегая вперед, скажем, что трепетный танец в исполнении юных балерин из школы имени Майи Плисецкой устроители вечера решили почему-то поставить в банкетную программу, когда половина зрителей была сосредоточена на еде и попросту стояла к выступающим спиной. Но вот разные скоморохи и снегурочки, не несущие никакой смысловой нагрузки, кроме вызова Деда Мороза, терзали людей в концертном зале.
Собственно сам Дед Мороз тоже не был особенно нужен. Он появился для того, чтобы дать слово официальным лицам.
Эта часть затянулась в основном стараниями спикера Тольяттинской городской думы Дмитрия Микеля, который долго не хотел уходить со сцены. Некоторые связали это с тем, что спикеру непременно нужно было упомянуть имя губернатора Николая Ивановича Меркушкина трижды, а удалось всего дважды. Но нужно учитывать и объективное невезение: перед Микелем выступил мэр Сергей Андреев в своей манере умного, но смущающегося студента, а после во всем лоске предстал президент АВТОВАЗа Бу Андерссон – любитель структурировать свои краткие речи при помощи маркеров «во-первых», «во-вторых» и максимум «в‑третьих».
Андреев вспомнил всех людей, которым в минувшем году «очень понравился наш город», включая студентов со всей страны, приехавших на «Студвесну», и зрителей КВН, который мы увидели раньше, чем по телевизору, потом, смутившись, как положено, сказал, что не стоит припорашивать глаза снегом и думать, что все будет хорошо: год предстоит тяжелый. И подытожил уверенно в том духе, что трудное время – хорошая возможность проявить себя.
Бу Инге Адерссон развил тему принятия вызова времени, сказав, что никто не верит в запуск новых автомобилей – и ему это нравится. Поблагодарил всех горожан, верящих в «Ладу» и АВТОВАЗ вместе с ним, и завершил свою речь клише западной риторики, которое, впрочем, прозвучало вполне уместно, пожелав тольяттинцам в новом году: во-первых, что-то делать, во-вторых, кого-то любить, в‑третьих – иметь надежду.
Выступление спикера ТГД Дмитрия Микеля пересказать невозможно, поскольку ни к риторике ни к ораторскому искусству отношения оно не имело, а шло просто от души. Перечислив все основные достижения города в минувшем году, он напомнил, что все это произошло благодаря губернатору Николаю Меркушкину, а главным событием года назвал выборы Николая Ивановича, в которых тольяттинцы проявили свое «единение», «консолидированность» и далее по списку.
А потом началась лучшая часть концерта – без няни, котов и псевдо-Пушкина. На сцене блистал Альберт Жалилов из Санкт-Петербурга – статный красавец, способный затмить вампира Эдварда Калена своей модельной внешностью и манерой держаться. Но главное – его бас-баритон, который одинаково прекрасно звучал и на итальянском и на русском языках. Жалилов пел в сопровождении оркестра русских народных инструментов Тольяттинской филармонии под руководством всеобщего любимца Василия Кормишина.
Дуэт двух артистов, а также репертуар – «Очи черные», «Вдоль по Питерской» и другие любимые народом песни – пришелся залу по сердцу. Люди кричали «браво», а оркестр народных инструментов входил во все больший кураж. Когда во время исполнения попурри из фильмов Леонида Гайдая музыканты вдруг хором завели: «А нам все равно…», зал чуть не взвыл от удовольствия.
Вечер перестал быть томным, и зрители, вдохновленные мастерством артистов, отправились на банкет.