Эксперты лесной отрасли, назвавшие этот документ противоречащим закону и непрофессиональным, считают, что его принятие позволит властям вывести «лакомые куски» из состава городских лесов и использовать их для посторонних целей.
«СитиТрафик» рассказывал о том, что в Тольятти для публичного просмотра на портале мэрии вывешен проект лесохозяйственного регламента. Главный консультат министерства лесного хозяйства Самарской области Андрей Брыкин объяснил, зачем нужен этот документ и почему горожанам важно высказать замечания по этому поводу. Сегодня в городской думе во время совещания Общественного совета по стратегическому планированию свой приговор лесохозяйственному регламенту вынесли тольяттинские ученые.
«Это плохой регламент! — решительно объявил Юрий Рощевский (на главном фото) — один из основателей национального парка «Самарская Лука», кандидат биологических наук и научный сотрудник института экологии Волжского бассейна РАН. — Я изучил документ и могу сказать, что нормативы использования лесов не привязаны к конкретной ситуации. Я также не понимаю, почему рекомендованы сплошные рубки в лесу».
«Наверное, они заложены в расчете на то, что опять будет пожар, или на то,что лес усохнет, — с горькой иронией ответил ему старший научный сотрудник Жигулевского государственного природного заповедника имени И.И. Спрыгина Андрей Крючков. — Но относительно рубок возникают и другие вопросы».
Эксперт, изучивший 251 страницу лесохозяйственного регламента, проект которого разработан филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» из Нижнего Новгорода, рассказал собравшимся о некоторых замечаниях к документу.
Так, санитарные рубки согласно таблице 15 запланированы на территории 2198,7 га, в том числе сплошные рубки 593,5 га. Ежегодный объем рубок составляет 732,9 га. А в таблице 9 ежегодный объем рубок поврежденных и погибших лесных насаждений составляет 1255 га. «Таким образом имеется явное несоответствие в объемах рубок, приведенных в разных разделах регламента — 500 га «плавают» туда-сюда», — резюмировал Андрей Крючков.
В разделе 2.4.3 подробно обсуждается вопрос заготовки березового сока. Там приведены данные расчетного количества высверливаемых каналов для заготовки сока и прочие параметры, а в конце сказано, что подсочка березы в городских лесах запрещается.
В разделе лесозащитного районирования даны общие представления о его целях и задачах, а самого районирования нет.
В разделе лесопатологического обследования то же самое. Даны общие представления о его целях и задачах, но нет результатов обследования, плана организации мониторинга, его методики, системы показателей применительно к лесничеству.
В таблице 16.2 вместо типа леса «осинник сложный» указана «осина сложная» и другие типы осинников названы с ошибками.
В таблице 17.2 приведены показатели недопустимых признаков включения участков в лесокультурный фонд для южной тайги, тогда как Самарская область находится в другой зоне.
«Этот регламент не может быть принят как нормативный документ для ведения лесного хозяйства на территории Самарской области», — подытожил Андрей Крючков.
«Когда я пробежал глазами этот документ, я, грубо говоря, обалдел, — продолжил Юрий Рощевский. — Мелких замечаний можно сделать бесконечное количество. Я все свел к двум идеям: во-первых, задача регламента в изложении этих разработчиков — пассивная фиксация того, что происходит в лесу. А должно быть управление лесами. Задачи регламента должны формулироваться как задачи управленческие. Во-вторых, нормативы, которые занимают большую часть регламента использования лесов не адаптированы к ситуации. А ситуация в огромном городе постоянно меняется. Это вообще за рамками текста. По лесному кодексу регламент — это документ, который полностью должен соответствовать понятию конкретных городских лесов, а значит и писаться в нашем случае исходя из того, что у нас здесь лесопарк».
«А в этом регламенте дается такое рассмотрение вопроса, будто у нас леспромхоз», — сказала специалист по гродскому озеленению и ландшафтный дизайнер Екатерина Мажникова.
По мнению Андрея Крючкова, «самое интересное» начнется дальше: «Если этот документ утвердят, муниципалитет выйдет с инициативой передать в аренду министерству наши городские леса, чтобы они занимались управлением. И проведут вывод отдельных лесных участков из состава городских лесов с целью, не связанной с ведением лесного хозяйства».
Сегодня последний день, когда общественность может высказать предложения по поводу регламента. Участники Обществееного совета по стратегическому планированию направили в адрес городских властей свои замечания и предложили институту экологии Волжского бассейна РАН и Жигулевскому государственному природному заповеднику имени И.И Спрыгина также представить официальные замечания к этому проекту. Мэру Тольятти участники совещания предложили включить в состав рабочей группы по рассмотрению лесохозяйственного регламента директора Жигулевского заповедника Юрия Краснобаева, сотрудника института экологии Юрия Рощевского, а также старшего научного сотрудника заповедника Андрея Крючкова.
Кроме того, члены Общественного совета настаивают на проведении независимой экспертизы проекта лесохозяйственного регламента.