О себе
Любовь к творчеству мне привили родители – Зуева Роза Романовна и Зуев Владимир Николаевич. У нас дома была большая подборка репродукций известных картин из советских журналов, которые я часто просматривал. А поскольку я всегда любил рисовать, родители отдали меня учиться в художественную школу.
Именно в школе я впервые принял участие в областных и во всероссийских выставках детского творчества. И мне до сих пор приятно ощущать то волнительное чувство, когда тебе вручают диплом участника выставки как свидетельство признания в профессиональном сообществе художников.
В художественной школе у нас было несколько занятий, посвященных изучению печатной графики – гравюры на картоне, монотипии, линогравюре. Меня привлекало всё в этих занятиях – и большой печатный станок, и запах типографской краски, и своеобразный художественный язык графики, и процесс вырезания печатных досок и сама печать, когда до последнего момента не знаешь, что же получится. Думаю, тогда в художественной школе и зародилась моя предрасположенность к эстампу и графике.
«Лето». 2010 год
Потом я пять лет учился в Тольяттинском Государственном Университете на факультете изобразительного искусства и дизайна. А после защиты диплома меня пригласили преподавать на родном факультете. Более четырех лет я вел предметы, связанные с графическими искусствами – печатную графику, рисунок и т.д. Мне нравилось преподавать – многие студенты стали для меня очень хорошими друзьями.
Кроме того, на кафедре изобразительного искусства, на пленэрах, в творческих командировках, на открытиях выставок я часто общался об искусстве, месте и роли художника в современном мире с тольяттинским живописцем Пановым Игорем Геннадиевичем. Именно благодаря нашему общению у меня появилось осознанное желание стать художником. До этого я относился к творческой работе как к хобби и приятному времяпрепровождению после педагогической работы.
«Зимний вечер». 2011 год
Параллельно с пленэрами Игорь Панов познакомил меня с художниками Тольяттинского отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», в частности, с председателем отделения – Заслуженным скульптором России Кузнецовым Алексеем Михайловичем. Я узнал, что существует профессиональное сообщество сложившихся мастеров, призванное сохранять и развивать традиции российской художественной культуры. И я захотел тоже вступить в ряды членов «Союза художников России», чтобы иметь возможность обмениваться опытом и иметь постоянное общение в профессиональных кругах.
Так, с 2007 года я определил художественное творчество основной своей работой. Для этого я создал более 100 жанровых картин, пейзажей и портретов. Провел четыре персональные выставки и принял участие в более 60 городских, областных, межрегиональных, всероссийских и международных выставках, за что был отмечен дипломом «Союза художников России». Также я совершил пять творческих командировок в московский Дом творчества «Челюскинская», где изучал эстамп и работал в различных манерах офорта и литографии. Принял участие в нескольких всероссийских художественных конкурсах – на последнем («Картина года», г. Самара, 2010 г.) занял I место. Совершил несколько творческих поездок по Самарской области, Карелии и Абхазии. Все это помогло мне вступить в «Союз художников России» в 2008 году.
«Декабрь» из серии «Петербургские силуэты». 2011 год
Сейчас я свободный человек и моя работа – художник. Поскольку в Тольятти такой работы практически нет, я много путешествую. Как говорят англичане: мой дом там, где лежит моя шляпа. Последнее время я по большей части нахожусь в Санкт-Петербурге. Это очень уютный город с красивой архитектурой, и мне нравится рисовать его. В Тольятти я больше люблю саму природу – Жигулевские горы, воздух, лес. Каждое лето примерно на месяц мы вместе с друзьями-художниками выезжаем на один остров на Волге. Там мы рисуем, общаемся и отдыхаем.
Вдохновением для меня может быть всё что угодно. Выбор сюжета происходит случайно – это в основном личная жизнь, мои впечатления, переживания, воспоминания. Сейчас я в основном рисую пейзажи. Человек в моих пейзажах – не царь природы, а всего лишь её малая часть. Нам всем надо помнить, что мы гости в природе. Также мне очень хочется попробовать иллюстрировать литературные произведения или музыку, но пока не довелось.
«Когда грустно» из серии «Двое». 2007 год
Очень приятно было добиться своего и вступить в Союз художников, но необходимо расти дальше. Наверное, каждый художник стремиться к тому моменту, когда нарисует картину и скажет – «Вот, наконец-то у меня получился шедевр». Пока я так ни про одну из своих картин сказать не могу, потому что вижу ошибки, но пытаюсь их избегать в последующих работах.
В союзе художников моя цель стать Заслуженным художником России. Может быть, это слишком амбициозно сказано, но надо ставить цели, чтобы было чего достигать. И, разумеется, хочется достичь признания в профессиональном кругу среди графиков.
О современных художниках
В своем творчестве я часто ориентируюсь на таких художников как Питер Брегель-старший и Рокуэлл Кент. Питер Брегель – это нидерландский живописец и график XVI века, мастер пейзажа и жанровых сцен. Мне очень импонирует мировоззрение Брегеля – то, как он воспринимал окружающий мир и отображал его в своих работах. Рокуелл Кент – американский художник-реалист, писатель и общественный деятель. Мне очень нравятся не только его работы, но и образ жизни. Кент серьезно увлекался спортом, а также проявил себя как очень активный общественный деятель. Он много путешествовал – и на Аляску, и на Огненную землю, и в Гренландию. Кент оставил много интересных книг о своих путешествиях, наполненных тонким юмором и размышлениями об искусстве.
Из тольяттинских мастеров я очень уважаю творчество живописца Игоря Панова и Заслуженного скульптора России и председателя тольяттинского отделения «Союза художников» – Кузнецова Алексея Михайловича. Мне нравится их взгляд на творчество и положение художника в современном мире. Им присуща социальная ответственность художника, т.е. они своим творчеством стремятся не просто деньги зарабатывать, а чувствуют долг перед обществом, пытаются образовывать зрителей, показывать людям прекрасное.
Ещё я ориентируюсь на творчество графиков советского периода. Это огромная плеяда замечательных мастеров, среди которых сложно кого-то выделить отдельно. Я считаю, тогда был всплеск графики в стране, о ней впервые заговорили как о самостоятельном виде искусства. До этого ее понимали как дополнение в творческом арсенале живописца, как начальный этап живописных произведений.
«Зима». 2008 год
В настоящее время тоже есть очень много сильных художников-графиков и живописцев. Многие из них представляют свои работы в интернете и общаются между собой на различных профессиональных форумах. То, что делают сейчас, это что-то совершенно другое. Участвуя в различных международных и в российских выставках, я вижу, что графика развивается и скачками продвигается вперед. Все виды и жанры изобразительного искусства в графике сейчас представлены. И реализм, и экспрессионизм, и постмодернизм, и абстракционизм.
Я – реалист, поэтому не слежу за такими популярными видами творчества как инсталляции и перфомансы, тем, что принято называть «актуальным искусством». Но мне кажется, сейчас развиваются все техники и ничто не доминирует. Очень популярен синтез ручного творчества и компьютерной графики. Это направление сейчас «на коне» и в современном мире более востребованы графики, работающие в данном векторе. Я же работаю исключительно руками и считаю профессиональным человека, который развивается в своем направлении, а не скачет по верхам. Я чувствую, что компьютер – это не моё.
«Ноябрь» из серии «Петербургские силуэты». 2011 год
Современному художнику не важно, где находиться, так как Интернет снял необходимость привязки к определенному месту. Это очень удобно. На данный момент существует огромное количество онлайн-галерей, где можно продавать свои работы и быть там ведущим художником.
Вообще, признание и успех не приходят просто так, когда ты сидишь дома, что-то рисуешь и развешиваешь картины у себя в квартире, а потом вдруг кто-то случайно заходит и ахает. Нет. Надо активно участвовать в выставках, конкурсах, в специализированных онлайн-проектах, общаться в профессиональной среде и тогда, возможно, успех придет к тебе. Как говорится: дорогу осилит идущий.
«Плюша с Мусей» из серии «Двое». 2008 год
Когда кто-то говорит о ком-то: «какой он везучий», я в это не верю. Люди, достигающие успеха, активно участвуют в жизни, проявляют инициативу, продвигают свои работы. И ещё для меня очень важно, когда люди работают не только ради денег, а вкладывают в работу частичку души.
О студии Артемия Лебедева
В прошлом году на одном из сайтов, где я выкладываю свои работы (портал профессиональных иллюстраторов www.illustrators.ru) был организован некоммерческий конкурс под названием «П_остановка». Нужны были иллюстрации для оформления остановок общественного транспорта в Перми. Организаторами конкурса не было указано, что это как-то связано со студией Артемия Лебедева. Говорилось, что конкурс проводится пермской администрацией и администрацией пермского музея. Я поначалу участвовать не стал, поскольку не считаю себя профессиональным иллюстратором, т.е. я ничего никогда не оформлял. Но куратор проекта выслал мне приглашение на участие с подробным описанием условий конкурса и с конструкциями остановок. Мне показалось все это достаточно интересным, да и время тогда позволяло, и я согласился.
«Отражение вчерашнего». 2010 год
Я отправил несколько своих работ. Организаторам понравились работы из питерской серии «Отражение», сделанные тушью. Они одобрили эти работы, попросили сделать их под размеры модулей остановок и выслать в более высоком разрешении.
«Гладь петербургских вод». 2011 год
Я, кстати, на тот момент вообще ничего не знал о студии Артемия Лебедева. Я, конечно, видел работы этой студии, но не думал, что она является одной из ведущих студий дизайна в России. Я даже не знал, что сам Артемий Лебедев – популярнейший блоггер Рунета. На тот момент, я даже не имел представления, кто это такой. А через некоторое время после отправки доработанных иллюстраций организаторам конкурса, ко мне стали писать знакомые, бывшие одноклассники и однокурсники что-то вроде: «Вау, твоя работа на сайте Артемия Лебедева! Как это у тебя получилось? Поздравляем!» А я об этом вообще ничего не знал. Кто-то из друзей мне прислал ссылку. После этого я зашел по ссылке на сайт, увидел описание проекта и варианты остановок. Одна из остановок на сайте была с моими работами.
«Утка». 2010 год
Всё это была чистая случайность. Но было очень приятно. После этого я изучил сайт студии Лебедева, их концепцию и работы. Мне очень понравилась конституция студии и то, как они работают. Молодцы. Я даже добавил сайт себе в избранное. Теперь иногда захожу туда, посмотреть какие-то новинки.
«Вечер проходных дворов». 2010 год
Так сложилось, что в настоящий момент художники и дизайнеры – это совершенно разные люди, мыслящие разными категориями. Художник рисует картины, а дизайнер формирует окружающую среду. Т.е. дизайнеры занимаются созданием вещей или улучшением внешнего вида вещей, которые нас окружают. Картина же художника создается, в первую очередь, не для того, чтобы украсить или оформить чей-то интерьер, а для того, чтобы выразить личные впечатления, переживания и размышления художника о жизни.
Беседу провела Татьяна Руфеева