Рассказывает о себе, о совре­менных худож­никах, а также о студии Артемия Лебедева

Рассказывает о себе, о современных художниках, а также о студии Артемия Лебедева | CityTraffic

О себе

Любовь к творчеству мне привили родители – Зуева Роза Романовна и Зуев Владимир Николаевич. У нас дома была большая подборка репро­дукций известных картин из советских журналов, которые я часто просмат­ривал. А поскольку я всегда любил рисовать, родители отдали меня учиться в художе­ственную школу.

Именно в школе я впервые принял участие в областных и во всерос­сийских выставках детского творчества. И мне до сих пор приятно ощущать то волни­тельное чувство, когда тебе вручают диплом участника выставки как свиде­тельство признания в профес­си­о­нальном сообществе худож­ников.

В художе­ственной школе у нас было несколько занятий, посвя­щенных изучению печатной графики – гравюры на картоне, монотипии, линогравюре. Меня привлекало всё в этих занятиях – и большой печатный станок, и запах типографской краски, и своеоб­разный художе­ственный язык графики, и процесс вырезания печатных досок и сама печать, когда до последнего момента не знаешь, что же получится. Думаю, тогда в художе­ственной школе и зародилась моя предрас­по­ло­жен­ность к эстампу и графике.

Алексей Зуев,

«Лето». 2010 год

Потом я пять лет учился в Тольяттинском Государственном Университете на факультете изобра­зи­тельного искусства и дизайна. А после защиты диплома меня пригласили препо­давать на родном факультете. Более четырех лет я вел предметы, связанные с графи­че­скими искус­ствами – печатную графику, рисунок и т.д. Мне нравилось препо­давать – многие студенты стали для меня очень хорошими друзьями.

Кроме того, на кафедре изобра­зи­тельного искусства, на пленэрах, в творческих коман­ди­ровках, на открытиях выставок я часто общался об искусстве, месте и роли художника в совре­менном мире с тольят­тинским живописцем Пановым Игорем Геннадиевичем. Именно благодаря нашему общению у меня появилось осознанное желание стать худож­ником. До этого я относился к творческой работе как к хобби и приятному время­пре­про­вож­дению после педаго­ги­ческой работы.

Алексей Зуев,

«Зимний вечер». 2011 год

Параллельно с пленэрами Игорь Панов позна­комил меня с худож­никами Тольяттинского отделения Всероссийской творческой общественной органи­зации «Союз худож­ников России», в частности, с предсе­да­телем отделения – Заслуженным скуль­птором России Кузнецовым Алексеем Михайловичем. Я узнал, что существует профес­си­о­нальное сообщество сложив­шихся мастеров, призванное сохранять и развивать традиции российской художе­ственной культуры. И я захотел тоже вступить в ряды членов «Союза худож­ников России», чтобы иметь возмож­ность обмени­ваться опытом и иметь посто­янное общение в профес­си­о­нальных кругах.

Так, с 2007 года я определил художе­ственное творчество основной своей работой. Для этого я создал более 100 жанровых картин, пейзажей и портретов. Провел четыре персо­нальные выставки и принял участие в более 60 городских, областных, межре­ги­о­нальных, всерос­сийских и между­на­родных выставках, за что был отмечен дипломом «Союза худож­ников России». Также я совершил пять творческих коман­ди­ровок в московский Дом творчества «Челюскинская», где изучал эстамп и работал в различных манерах офорта и литографии. Принял участие в нескольких всерос­сийских художе­ственных конкурсах – на последнем («Картина года», г. Самара, 2010 г.) занял I место. Совершил несколько творческих поездок по Самарской области, Карелии и Абхазии. Все это помогло мне вступить в «Союз худож­ников России» в 2008 году.

Алексей Зуев,

«Декабрь» из серии «Петербургские силуэты». 2011 год

Сейчас я свободный человек и моя работа – художник. Поскольку в Тольятти такой работы практи­чески нет, я много путеше­ствую. Как говорят англичане: мой дом там, где лежит моя шляпа. Последнее время я по большей части нахожусь в Санкт-Петербурге. Это очень уютный город с красивой архитек­турой, и мне нравится рисовать его. В Тольятти я больше люблю саму природу – Жигулевские горы, воздух, лес. Каждое лето примерно на месяц мы вместе с друзьями-худож­никами выезжаем на один остров на Волге. Там мы рисуем, общаемся и отдыхаем.

Вдохновением для меня может быть всё что угодно. Выбор сюжета проис­ходит случайно – это в основном личная жизнь, мои впечат­ления, пережи­вания, воспо­ми­нания. Сейчас я в основном рисую пейзажи. Человек в моих пейзажах – не царь природы, а всего лишь её малая часть. Нам всем надо помнить, что мы гости в природе. Также мне очень хочется попро­бовать иллюстри­ровать литера­турные произ­ве­дения или музыку, но пока не довелось.

Алексей Зуев,

«Когда грустно» из серии «Двое». 2007 год

Очень приятно было добиться своего и вступить в Союз худож­ников, но необходимо расти дальше. Наверное, каждый художник стремиться к тому моменту, когда нарисует картину и скажет – «Вот, наконец-то у меня получился шедевр». Пока я так ни про одну из своих картин сказать не могу, потому что вижу ошибки, но пытаюсь их избегать в после­дующих работах.

В союзе худож­ников моя цель стать Заслуженным худож­ником России. Может быть, это слишком амбициозно сказано, но надо ставить цели, чтобы было чего достигать. И, разумеется, хочется достичь признания в профес­си­о­нальном кругу среди графиков.

О совре­менных худож­никах

В своем творчестве я часто ориен­ти­руюсь на таких худож­ников как Питер Брегель-старший и Рокуэлл Кент. Питер Брегель – это нидер­ландский живописец и график XVI века, мастер пейзажа и жанровых сцен. Мне очень импонирует мировоз­зрение Брегеля – то, как он воспри­нимал окружающий мир и отображал его в своих работах. Рокуелл Кент – амери­канский художник-реалист, писатель и общественный деятель. Мне очень нравятся не только его работы, но и образ жизни. Кент серьезно увлекался спортом, а также проявил себя как очень активный общественный деятель. Он много путеше­ствовал – и на Аляску, и на Огненную землю, и в Гренландию. Кент оставил много интересных книг о своих путеше­ствиях, напол­ненных тонким юмором и размыш­ле­ниями об искусстве.

Из тольят­тинских мастеров я очень уважаю творчество живописца Игоря Панова и Заслуженного скуль­птора России и предсе­дателя тольят­тин­ского отделения «Союза худож­ников» – Кузнецова Алексея Михайловича. Мне нравится их взгляд на творчество и положение художника в совре­менном мире. Им присуща социальная ответ­ствен­ность художника, т.е. они своим творче­ством стремятся не просто деньги зараба­тывать, а чувствуют долг перед обществом, пытаются образо­вывать зрителей, показывать людям прекрасное.

Ещё я ориен­ти­руюсь на творчество графиков совет­ского периода. Это огромная плеяда замеча­тельных мастеров, среди которых сложно кого-то выделить отдельно. Я считаю, тогда был всплеск графики в стране, о ней впервые заговорили как о самосто­я­тельном виде искусства. До этого ее понимали как допол­нение в творческом арсенале живописца, как начальный этап живописных произ­ве­дений.

Алексей Зуев,

«Зима». 2008 год

В настоящее время тоже есть очень много сильных худож­ников-графиков и живописцев. Многие из них представляют свои работы в интернете и общаются между собой на различных профес­си­о­нальных форумах. То, что делают сейчас, это что-то совер­шенно другое. Участвуя в различных между­на­родных и в российских выставках, я вижу, что графика разви­вается и скачками продви­гается вперед. Все виды и жанры изобра­зи­тельного искусства в графике сейчас представлены. И реализм, и экспрес­си­онизм, и постмо­дернизм, и абстрак­ци­онизм.

Я – реалист, поэтому не слежу за такими популярными видами творчества как инстал­ляции и перфо­мансы, тем, что принято называть «актуальным искус­ством». Но мне кажется, сейчас разви­ваются все техники и ничто не доминирует. Очень популярен синтез ручного творчества и компью­терной графики. Это направ­ление сейчас «на коне» и в совре­менном мире более востре­бованы графики, работающие в данном векторе. Я же работаю исклю­чи­тельно руками и считаю профес­си­о­нальным человека, который разви­вается в своем направ­лении, а не скачет по верхам. Я чувствую, что компьютер – это не моё.

Алексей Зуев,

«Ноябрь» из серии «Петербургские силуэты». 2011 год

Современному художнику не важно, где находиться, так как Интернет снял необхо­ди­мость привязки к опреде­ленному месту. Это очень удобно. На данный момент существует огромное количество онлайн-галерей, где можно продавать свои работы и быть там ведущим худож­ником.

Вообще, признание и успех не приходят просто так, когда ты сидишь дома, что-то рисуешь и разве­ши­ваешь картины у себя в квартире, а потом вдруг кто-то случайно заходит и ахает. Нет. Надо активно участ­вовать в выставках, конкурсах, в специ­а­ли­зи­ро­ванных онлайн-проектах, общаться в профес­си­о­нальной среде и тогда, возможно, успех придет к тебе. Как говорится: дорогу осилит идущий.

Алексей Зуев,

«Плюша с Мусей» из серии «Двое». 2008 год

Когда кто-то говорит о ком-то: «какой он везучий», я в это не верю. Люди, дости­гающие успеха, активно участвуют в жизни, проявляют иници­ативу, продвигают свои работы. И ещё для меня очень важно, когда люди работают не только ради денег, а вкладывают в работу частичку души.

О студии Артемия Лебедева

В прошлом году на одном из сайтов, где я выкла­дываю свои работы (портал профес­си­о­нальных иллюстра­торов www.illustrators.ru) был органи­зован неком­мер­ческий конкурс под названием «П_остановка». Нужны были иллюстрации для оформ­ления остановок общественного транс­порта в Перми. Организаторами конкурса не было указано, что это как-то связано со студией Артемия Лебедева. Говорилось, что конкурс прово­дится пермской админи­страцией и админи­страцией пермского музея. Я поначалу участ­вовать не стал, поскольку не считаю себя профес­си­о­нальным иллюстра­тором, т.е. я ничего никогда не оформлял. Но куратор проекта выслал мне пригла­шение на участие с подробным описанием условий конкурса и с конструк­циями остановок. Мне показалось все это доста­точно интересным, да и время тогда позволяло, и я согла­сился.

Алексей Зуев,

«Отражение вчерашнего». 2010 год

Я отправил несколько своих работ. Организаторам понра­вились работы из питерской серии «Отражение», сделанные тушью. Они одобрили эти работы, попросили сделать их под размеры модулей остановок и выслать в более высоком разре­шении.

Алексей Зуев,

«Гладь петер­бургских вод». 2011 год

Я, кстати, на тот момент вообще ничего не знал о студии Артемия Лебедева. Я, конечно, видел работы этой студии, но не думал, что она является одной из ведущих студий дизайна в России. Я даже не знал, что сам Артемий Лебедев – популяр­нейший блоггер Рунета. На тот момент, я даже не имел представ­ления, кто это такой. А через некоторое время после отправки дорабо­танных иллюстраций органи­за­торам конкурса, ко мне стали писать знакомые, бывшие одноклассники и однокурсники что-то вроде: «Вау, твоя работа на сайте Артемия Лебедева! Как это у тебя получилось? Поздравляем!» А я об этом вообще ничего не знал. Кто-то из друзей мне прислал ссылку. После этого я зашел по ссылке на сайт, увидел описание проекта и варианты остановок. Одна из остановок на сайте была с моими работами.

Алексей Зуев,

«Утка». 2010 год

Всё это была чистая случай­ность. Но было очень приятно. После этого я изучил сайт студии Лебедева, их концепцию и работы. Мне очень понра­вилась консти­туция студии и то, как они работают. Молодцы. Я даже добавил сайт себе в избранное. Теперь иногда захожу туда, посмотреть какие-то новинки.

Алексей Зуев,

«Вечер проходных дворов». 2010 год

Так сложилось, что в настоящий момент художники и дизайнеры – это совер­шенно разные люди, мыслящие разными катего­риями. Художник рисует картины, а дизайнер формирует окружающую среду. Т.е. дизайнеры занимаются созданием вещей или улучшением внешнего вида вещей, которые нас окружают. Картина же художника создается, в первую очередь, не для того, чтобы украсить или оформить чей-то интерьер, а для того, чтобы выразить личные впечат­ления, пережи­вания и размыш­ления художника о жизни.

Беседу провела Татьяна Руфеева

Поделиться ссылкой:

Следующая Новость

В Тольяттинской филармонии выступит французский дирижер

Чт Ноя 10 , 2011
В Тольятти продол­жаются репетиции француз­ского дирижера Оливье Гранжана с симфо­ни­ческим оркестром филар­монии, творческим резуль­татом которых станет концерт 12 ноября. Известный музыкант признался: «Это первый раз, когда я играю с русским оркестром. Этого гранди­озного события я ждал несколько лет. Когда встре­ча­ешься с незна­комым симфо­ни­ческим оркестром, это как встреча с новым отдельным обществом. И в настоящее время передо мной […]
Рассказывает о себе, о современных художниках, а также о студии Артемия Лебедева | CityTraffic

Рубрики